Золотая педагогика

Глобализация высшего образования в Европе: предболонский период

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Глобализация высшего образования в Европе: предболонский период

Страница 1

Первый период – 1957 – 1982 годы. Конференция министров образования в 1971 году обозначила пять основных моментов общеевропейского измерения в образовательных системах: взаимное признание дипломов; обоснование идеи формирования европейского университета; кооперация вторичного и высшего образования; создание европейского центра развития образования; учреждение не ограниченного государственными границами института высшего образования.

Второй период – 1983 – 1992 годы. В продолжение его уточнялись цели, задачи и проблемы кооперации высшего образования на пространстве Евросоюза, и прежде всего ее правовые аспекты: предоставление студентам из разных стран равных прав в принимающих их странах.

Третий период – с 1992 года по настоящее время. В это время усиливается звучание идеи о европейском гражданстве, согласно которой каждый гражданин страны – члена Евросоюза имеет гражданские права этого сообщества.

Болонская декларация 1999 года (цель, причины возникновения, принципы и инструменты Болонского процесса)

Присоединение в сентябре 2003 года России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание российских образовательных реформ. В качестве значимых векторов дальнейшей модернизации российского высшего образования на первый план вышли общеевропейские ориентиры развития образовательных систем, отвечающие целям интернационализации и создания общеевропейского пространства высшего образования.

Инициаторами Болонского процесса выступили министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании, которые в мае 1998 года на 800-лтнем юбилее университета Сорбонны (г. Париж) подписали «Совместную декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования». Идеи, сформулированные в этом документе, были развиты в Болонской декларации («Декларации о европейском пространстве высшего образования»), принятой уже 29 странами 19 июня 1999 года.

Цель Болонского процесса – создание к 2010 году единого европейского образовательного пространства, с тем, чтобы увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность граждан и нарастить конкурентоспособность европейской высшей школы на мировом рынке образовательных услуг.

В Болонской Декларации подчеркивается, что «жизнеспособность и организационно-технический уровень любой цивилизации определяется привлекательностью ее культурных достижений для других стран. Мы должны добиться того, чтобы престиж европейской системы высшего образования в мире был также высок, как престиж европейской науки и культуры». Для этого страны - участницы планируют в течение 10 лет привести национальные системы высшего образования «к общему знаменателю» и совместно противостоять натиску американской системы высшего образования.

Болонский процесс явился адекватной реакцией европейских стран на социально–экономическую ситуацию в XXI веке, создавшую новые условия и развития высшего образования, которые и явились причинами возникновения Болонского процесса:

1. Интернационализация образования проявляется в форме возрастающих потоков студентов в зарубежные вузы, а также взаимных обменов преподавателями и исследователями; использования зарубежных программ, учебников, литературы и телекоммуникационных источников информации; применения международных процедур аккредитации, разнообразных видов межвузовского сотрудничества.

2. Рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг приводит к появлению транснационального сектора «большого бизнеса» в образовании. Его формы – оффшорные кампусы, франчайзинг учебных программ и виртуальное «online» образование. В данном секторе наблюдается интенсивный и широкий охват студентов за пределами страны-провайдера образования как в развивающихся, так и в высокоразвитых государствах. Лидерами этого направления образовательного бизнеса сегодня являются США, Великобритания и Австралия. Конкуренция обостряется также в результате появления все большего количества частных вузов.

3. Высшее образование все в большей мере подвержено влиянию новых императивов в экономическом развитии, задаваемых глобализацией. Именно последнее обстоятельство вызвало к жизни необходимость создания международной системы лицензирования, сертификации и аккредитации, призванной обеспечить качество профессиональной подготовки с учетом нарастания потоков межстрановых перемещений профессионалов.

4. Изменение функций государства в области образования. Многие страны осуществляют политику дерегулирования, передавая самим учреждениям высшего образования больше прав и полномочий. Это приводит к проявлению более акцентированного рыночного подхода в образовании в целом. Рост конкуренции и относительное сокращение бюджетного финансирования являются сильными мотивами для вузов к проявлению активности за пределами национальных границ. Возрастающая роль информационных технологий способствует усилению этого процесса.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Работа с кадрами дошкольного учреждения
Современная практика работы дошкольных учреждений показывает, что далеко не все педагоги и родители знают особенности психофизического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка-дошкольника и, как следствие, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики. Для более эффективного вза ...

Проектная деятельность с использованием среды Лого Миры на уроках информатики и естествознания
Проектную деятельность учащихся можно построить на примере многих школьных предметов, используя различные способы планирования желаемых результатов и организации работы над проектом: сбор информации, экспериментальные и опытные работы, создание газеты, спектакля, видеофильма и др. Мы предлагаем пос ...

Эффективные методы и приемы формирования коммуникативной полноценности речи на материалах ИЗО
Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове. Сплошные ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru