5. Изменение возрастной структуры студентов в сторону дальнейшего повзросления в условиях перехода к информационному обществу, открывающему просторы для реализации концепции пожизненного обучения. Данная концепция получила всемерную поддержку международных организаций и большинства национальных европейских правительств. В этой связи стал приемлемым переход к более гибким вариантам индивидуальных студенческих программ обучения. Они могут складываться на основе зачета (накопления) предшествующих периодов образования, полученных в различных вузах и даже по различным учебным программам. Это способствует снятию как междисциплинарных, так и национальных граней в высшем образовании. страна между францией и испанией
Суть Болонской Декларации и последовавшего за ней целого ряда важных документов – Парижской Декларации, Лиссабонской Конвенции, Пражского и Берлинского Коммюнике и др., точно отражают конкретные принципы преобразований, сформулированные в них для стран-участниц Болонского процесса на ближайшие годы. Основными их них являются следующие:
1. Принятие системы общепонятных и легко сопоставимых уровней (степеней) высшего образования с выдачей единого Приложения к Диплому (Diploma Supplement) в целях содействия трудоустройству европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской высшей школы.
2. Введение двухцикловой (начиная с Берлинской конференции – трехцикловой) структуры высшего образования (бакалавр-магистр-доктор доктор философии). Обучение на первом уровне должно занимать не менее 3-х лет, на втором – 1-2 года, на третьем – 3-4 года. При этом степень, получаемая по окончанию первого этапа, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации.
3. Внедрение единой системы учета объемов учебной нагрузки - системы зачетных единиц (кредитов) для поддержки широкомасштабной студенческой мобильности.
4. Создание целостной системы обеспечения качества образования, т.е разработка сопоставимых критериев и методологии оценки качества образования. В частности, предлагается систематическая «подстройка» образовательных программ под реальные требования рынка труда, смещение акцента в критериях качества образования с содержания учебных программ, длительности обучения на оценку конечного продукта, т.е. на степень готовности выпускников к практической деятельности, их конкурентоспособность.
5. Стимулирование мобильности и создания условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования и исследователей. Предполагается, что благодаря выполнению первых трех условий существенно увеличиться возможности студентов, преподавателей, ученых в течение жизни учиться и работать в разных университетах Европы.
6. Усиление «Европейского измерения» в высшем образовании, что означает объединение академических ресурсов и культурно-образовательных традиций в целях разработки и реализации интегрированных образовательных программ, создание дополнительных учебных модулей и курсов с европейским содержанием и ориентацией, а также разработки совместных исследовательских программ.
7. Повышение привлекательности европейских вузов, призванных стать открытыми для всех регионов мира, являться органической составляющей международного академического сотрудничества, в котором доминируют подлинные академические ценности;
Инструментами Болонского процесса, обеспечивающими научно-академическую мобильность, являются единая форма приложения к диплому (c 2005 года), общеевропейская система перевода зачетных единиц (ECTS) и рамка EVROPASS, обеспечивающая прозрачность квалификаций.
В основу ECTS положены три элемента: информация о программах обучения и результатах работы студента, соглашение между вузами – партнерами и студентом, обозначение объема работы студента. ECTS, как таковая, никак не регулирует содержание, структуру и эквивалентность программ обучения. Кредиты ECTS – это мера работы студента, указывающая на то, какая часть годовой работы приходится на данный учебный модуль.
Комплект документов EUROPASS (Портфолио EUROPASS) позволяет гражданам в понятной, четкой и ясной форме представлять результаты своего обучения учебным заведениям, работодателям и др. В EUROPASS входят 5 документов: резюме и языковой паспорт EUROPASS, которые заполняются самим гражданином, и три документа, заполняемых компетентными организациями: Приложение к свидетельству об образовании, Приложение к диплому и документ EUROPASS-мобильность. Портфолио EUROPASS и входящие в него документы должны будут отражать уровни квалификации обладателя с использованием их описаний по ЕСК.
Хронология событий: решения и результаты реализации позиций Болонской декларации
Дата |
Место проведения |
События |
1 |
2 |
3 |
18 сентября 1988 год |
Болонья, Италия |
Всеобщая хартия университетов |
25 мая 1998 год |
Париж, Франция |
Принятие Совместной Декларации по гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования министрами образования Франции, Италии, Германии и Великобритании |
Март 1999 года |
Веймар, Германия |
Встреча генеральных директоров ЕС и руководства Советов ректоров европейских стран для обсуждения проблем аккредитации и оценки в высшем образовании |
Май 1999 года |
Копенгаген, Дания |
Публикация отчета «Тенденции в высшем образовании – I» по заказу CRE, конфедерации советов ректоров стран, входящих в EU, и при финансовой поддержке ЕС |
18-19 июня 1999 года |
Болонья, Италия |
Первая встреча европейских министров, отвечающих за высшее образование и принятие совместной декларации |
31 января 2000 года |
Лиссабон, Португалия |
Встреча наблюдательного комитета |
8-10 февраля 2001 года |
Лиссабон, Португалия |
Семинар «Аккредитация/Придание законной силы» |
14-15 февраля 2001 года |
Берлин, Германия |
Национальный семинар по вопросам Болонского процесса |
16-17 февраля 2001 года |
Хельсинки, Финляндия |
Международный семинар «Университетские степени короткого цикла» |
1-3 марта 2001 года |
Упсала, Швеция |
Неформальная встреча европейских министров, отвечающих за образование и научные исследования |
2-4 марта 2001 года |
Мальё, Швеция |
Международный семинар «Транснациональное образование» |
10 марта 2001 года |
Антверпен, Бельгия |
Семинар фламандского сообщества по проблемам Болонского процесса |
10-12 марта 2001 года |
Антверпен, Бельгия |
Семинар студентов Европы «Воплощение в жизнь Болонской декларации» |
13-14 марта 2001 года |
Белград, Югославия |
Национальный семинар по проблемам Болонского процесса |
22-25 марта 2001 года |
Гетеборг, Швеция |
Принятие Гетеборгской конвенции конференций Ассоциации национальных студенческих союзов в Европе |
29-30 марта 2001 года |
Саламанка, Испания |
Конференция европейских высших учебных заведений и образовательных организаций, принятие совместного документа |
9 апреля 2001 года |
Стокгольм, Швеция |
Встреча Группы управления в Болонском процессе |
21 апреля 2001 года |
Брюссель, Бельгия |
Встреча Совета Ассоциации европейских университетов |
26 апреля 2001 года |
Брюссель, Бельгия |
Встреча в расширенном составе группы, готовящей рекомендации по Болонскому процессу |
Апрель 2001 года |
Хельсинки, Финляндия |
Публикация отчета «Тенденции в высшем образовании – II» при финансовой поддержке ЕС и ЕТF |
6-8 мая 2001 года |
Хальмштад, Швеция |
Встреча генеральных директоров ЕС и руководителей Совета ректоров европейских стран |
10-16 мая 2001 года |
Братислава, Словакия |
Международный семинар и 40-я встреча Совета Ассоциации национальных союзов студентов в Европе |
17 мая 2001 года |
Прага, Чехия |
Встреча в расширенном составе группы, готовящей рекомендации по Болонскому процессу |
18-19 мая 2001 года |
Прага, Чехия |
Встреча европейских министров, отвечающих за высшее образование |
Июнь 2001 года |
Рига, Латвия |
8-я совместная встреча в рамках сетей ENIC и NARIC и принятие документа «Признание результатов (обучения) в Болонском процессе» |
5-8 декабря 2001 года |
Тампере, Финляндия |
13-я ежегодная конференция EAIE, в большей своей части посвящена Болонскому процессу |
1-2 марта 2002 года |
Брюссель, Бельгия |
Болонский процесс: Зона европейского высшего образования: перспективы и развитие для сельскохозяйственных и связанных с ними наук; компетенция выпускников |
11-12 апреля 2002 года |
Лиссабон, Португалия |
Международный семинар «Вопросы признания в Болонском процессе» |
31 мая 2002 года |
Стокгольм, Швеция |
Меморандум Министерства образования и науки. Совместные степени в рамках Болонского процесса |
25-26 марта 2002 года |
Москва, Россия |
Международный семинар «Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования» |
2-3 декабря 2002 года |
Санкт-Петербург, Россия |
Международный семинар «Интеграция Российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы» |
10-12 марта 2003 года |
Екатеринбург, Россия |
Международная научная конференция «Опыт международного сотрудничества Российских университетов: Болонский процесс и концепция модернизации образования» |
2003 год |
Грац, Австрия |
Вторая конференция представителей европейских высших учебных заведений и образовательных организаций |
19 сентября 2003 года |
Берлин, Германия |
Третья встреча европейских министров, отвечающих за высшее образование |
4–6 ноября 2004 года |
Варшава, Польша |
Международная конференция «Новые поколения стратегических документов и законов в сфере высшего образования» |
19–20 мая 2005 года |
Берген, Германия |
Коммюнике конференции европейских министров высшего образования «Европейское пространство высшего образования – достижение целей» |
28–29 апреля 2009 года |
Левен, Луве-ла-Нев, |
Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование «Болонский процесс 2020 – европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» |
5–8 июля 2009 года |
Париж, Франция |
Всемирная конференция по высшему образованию «Новая динамика высшего образования и научных исследований для изменения и развития общества» |
Образование, педагогика, воспитание:
Игры, развивающие силу голоса и темп речи
Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения. Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или ...
Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения
Проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи и ситуации. Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа. То есть заранее готовый ответ здесь неприемлем. Проблемная задача – это учебно-познавательная задача, вызывающа ...
Эффективность презентаций на уроках окружающего мира
Предмет» Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего ми ...