Золотая педагогика

Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной школы

Другое о педагогике » Формирование имиджа учителя современной школы » Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной школы

Страница 1

Учитывая, что не каждый педагог целенаправленно задумывается о формировании собственного профессионального имиджа, следует при исследовании акцентировать внимание педагогов на определенные высказывания, касающихся восприятия учащимися некоторых характеристик личности педагога. Суждения, представленные для респондентов: учащихся и учителей, носят одинаковый смысл, но несколько переформулированные в соответствии с категорией респондента.

Так или иначе, педагоги, отвечая на предложенные высказывания, будут задумываться, а как на них ответили бы дети. И по ходу будут что-то отмечать для себя и, возможно, даже пересмотрят в себе. Насколько это действительно будет так, покажет интерпретация заключительных вопросов, направленных на выявление у педагогов представлений о себе и их готовности к самосовершенствованию и, следовательно, к целенаправленному формированию собственного имиджа.

Проведенный метод опроса позволит представить модель положительного, в некоторой степени идеального, имиджа педагога, включающая определенные характеристики личности, а также предложить некоторые рекомендации.

Таким образом, в практической части данного исследования ставятся следующие задачи:

1) Выявить положительное и отрицательное отношение педагогов и учащихся к представленным определениям, касающимся внешнего облика педагога, его вербальных и невербальных средств коммуникации, создание педагогом среды обучения;

2) Проанализировать представления педагогов о Я-концепции, исходя из этого, выявить стремление у педагогов что-то изменять в себе;

3) Представить модель, наиболее близкую к понятию идеальный учитель;

4) Предложить некоторые моменты по пересмотру педагогом своих педагогических качеств, собственной установки, что позволит скорректировать свой имидж, заняться целенаправленным формированием (изменением) своего образа.

Опрос был проведен среди учащихся и педагогов средней общеобразовательной школы малой комплектации (форма опросника представлена в Приложении 1). В опросе приняли участие десять учителей, среди них директор школы; ученики девятого, десятого и одиннадцатого классов в общем количестве девятнадцать человек.

Интерпретация ответов учеников показала, что лидирующее число одобрений получили следующие высказывания, рассмотренные ниже по принципу первенства.

Первое место занимает высказывание о том, что учитель всегда должен иметь хорошее настроение и быть приветливым. Но при этом один ученик не согласился с данным утверждением. На этой же позиции находится высказывание о том, что уверенность учителя вселяет уверенность и в ученика. На втором месте - одобренное учениками суждение о необходимости педагогу быть современным в широком смысле этого слова, чтобы воспитывать современных детей. Третье место по результатам интерпретации отводится двум высказываниям, с одинаковым количеством положительных ответов:

1) Педагогу необходимо быть внимательным к проявлению своих эмоций.

2) Учитель должен быть таким, какой он есть, тогда и урок будет проходить в непринужденной обстановке.

Соотношение двух высказываний в данном аспекте несколько противоречиво, учитель должен постоянно контролировать себя в эмоциональной сфере, но при этом должен оставаться таким, какой есть. Быть может учитель слишком амбициозен, и проявление этого на уроке как раз и является показателем его естественности. Данное противоречие можно объяснить тем, что, скорее всего, педагог, полностью уверенный в своей позиции в классе не будет применять экспрессивные черты своего темперамента для создания необходимого ему образа.

Половина из опрошенных учеников все же считает, что чрезмерная жестикуляция педагога при объяснении темы урока значительно мешает запоминанию и усвоению материала. Большинство опрошенных учеников вводит в состояние напряжения, когда учитель в течение урока иногда поглядывает на наручные часы. Ребята аргументируют это тем, что учитель, скорее всего, ждет с нетерпением окончания урока, а вовсе не отслеживает время, отведенное на определенный этап урока.

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Особенности методики организации занятий по обучению спортивным играм
Согласно примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство", которая полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, образовательной области "Физическая культура" для детей старшего дошкольного возраста предусмотрены спортивные уп ...

Краткая характеристика грамматического строя немецкого языка в сопоставлении с русским
Пожалуй, ни один из аспектов обучения иностранному языку не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика играла и продолжает играть неодинаковую роль не только при обучении родному или иностранному языкам, но и вообще в системе образова ...

Понятие методов обучения
Метод (от гр. methodos – «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В литературе ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru