Наиболее категорично учащиеся отнеслись к высказыванию о том, что учителю необходимо высмеивать промахи учеников, заставляя тем самым ребят не допускать впредь ошибок в учении. Только один респондент согласился с этим высказыванием, сославшись на необходимость постоянного и жесткого "подстегивания" со стороны учителя к безупречной учебной деятельности.
Ребята очень требовательно отнеслись к личностной позиции педагога. "Педагогу необходимо быть выдающимся, блистательным, чтобы заставить нас блистать" - реплики учеников при опросе. В первую очередь, имидж педагога как сильной, эрудированной, завораживающей личности будет оказывать значительное влияние на детей.
Судя по ответам на высказывание "Интересно, когда учитель выглядит экстравагантно, его можно разглядывать весь урок", можно говорить о том, что ребята с живостью наблюдают за тем, какие разные бывают учителя и что они могут представить сегодня.
Критически к внешнему облику педагога отнеслись девять человек из девятнадцати опрошенных, посчитав, что преобладать в гардеробе педагога должны вещи классического стиля темных тонов. В то же время одиннадцать из девятнадцати опрошенных посчитали, что серость будней необходимо разбавить ярким гардеробом педагога, состоящим из вещей смешанного стиля.
Доказательством того, что все же внешний облик педагога так или иначе влияет на осознание учениками собственного безупречного внешнего вида стало то, что ребята сами тщательно следят за собой. Одиннадцать учеников утвердительно ответили на суждение "Опоздав на урок, не войду в класс, не убедившись, что с моим внешним видом все в порядке". При этом двенадцать учащихся советуют учителям уделять своему внешнему виду значительную часть времени.
Показателем того, что многие ребята, пусть и, не желая осознанно быть похожими на кого-либо из учителей своей школы, так или иначе, выявляют в себе моменты копирования мимики, тембра, интонации голоса определенного учителя.
Таким образом, можно сконструировать некоторую модель образа идеального учителя для данной школы и для данных учеников. Ребята неосознанно указывают на развитую Я-концепцию педагога, что и позволит ему целенаправленно или же неосознанно создать такой имидж, который был бы положительно принят всеми учащимися. Это педагог с современными взглядами, максимально уделяющий внимание собственной позиции, закладывая в себе твердый характер, ограненный позитивным настроем и сопутствующей приветливостью. Яркое настроение педагога должно отражаться и в оформлении своей внешности и в творческой деятельности. Классика для педагога приемлема, но предпочтительнее разнообразие в гардеробе педагога. В данной совокупности дети видят блистательного учителя.
При проведении анализа формы ответов учителей на предложенные высказывания учитывалось то, какой вариант написания ответа выбрали учителя: проставление знаков или прописывание слов да или нет. Некоторые не ограничились заданными вариантами ответов в первой части опросника: комментировали высказывания, выражали личное мнение, выходящее из рамок простого ответа да или нет. Это позволило выявить, насколько волнительна данная тема для учителей. Можно сделать вывод, что некоторые высказывания были важны для опрошенных учителей, был найден повод высказать необходимое мнение по волнующему вопросу.
Интерпретация ответов педагогов в первой части опросника выявила четыре критических позиции педагогов: три вызваны положительным ответом на высказывания:
1) Педагогу необходимо быть внимательным к проявлению своих эмоций.
2) Уверенность учителя вселяет уверенность и в учеников.
3) Хочется оформить свой кабинет так, чтобы дети в нем хотели творить и созидать.
Респонденты категорически против высказывания о необходимости педагога быть весьма критичными к неудачам учеников. Все это говорит об осознанности педагогами факта влияния личности учителя и созданной им среды для взаимодействия с учениками на положительное представление об учителе.
Образование, педагогика, воспитание:
История Уфы в архитектуре
Мы все знаем, слышали и видели о сокровищах найденных в гробнице Тутанхамона, о терракотовых воинах, Венере Милосской, о скелетах мамонтов и других находках археологов обнаруженных в Египте, Китае, Якутии, Греции, Турции и так далее, но даже не представляем какие древности хранят наши земли. Сущест ...
Комплекс упражнений для управления обучением самостоятельному чтению
художественных текстов учащихся старших классов и организация контроля
Домашнее самостоятельное чтение и задания связанные с ним дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся и повышения мотивации. Самостоятельную работу учащихся с иноязычным текстом следует сделать мотивированной, целенаправленной, управляемой, а процесс контролируемым самими учащи ...
Игры, формирующие правильное звукопроизношение
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания. Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне з ...