При изучении многих правовых вопросов результативно проводить диалоги и дебаты.
Различие диалогов и дебатов представлено в таблице 2 .
Таблица 2. – Различие диалога и дебатов
Диалог – представляет собой одну из форм сотрудничества сторон, которые обсуждают определенную проблему |
Дебаты – явление оппозиционное: I две стороны противостоят друг другу и пытаются доказать неправоту противной стороны |
В диалоге нахождение общих знаменателей является целью |
В дебатах целью является победа I |
В диалоге одна сторона выслушивает другую (другие) с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения |
В дебатах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и парировать своими аргументами |
Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участника |
Дебаты укрепляют собственную точку зрения участника |
Диалог раскрывает предположения для переосмысления |
Дебаты защищают предположение как истину |
Диалог вызывает самоанализ собственной позиции |
Дебаты вызывают критику противоположной стороны |
Диалог открывает возможность достижения лучшего решения по сравнению с первоначальным |
Дебаты защищают чью-то собственную позицию как лучшее решение] и исключают другие решения. |
Диалог создает отношение открытости: открытость ошибок и готовность к изменениям |
Дебаты создают отношения закрытости, убежденности в правоте |
В диалоге одна сторона уступает лучшему варианту другой, зная, что предположения других людей способствуют улучшению, а не разрушению |
В дебатах сторона подает свое лучшее видение проблемы и защищает его против вызова другой с целью доказать правоту |
Диалог призывает к временному воздержанию от собственных убеждений |
Дебаты призывают к решительному отстаиванию собственных убеждений |
В диалоге ищут основы соглашения |
В дебатах ищут явные различия |
В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой |
В дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой стороны |
Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть |
Дебаты предусматривают парирование противной позиции без внимания к чувствам или отношениям и часто уничижают или осуждают другого человека |
Диалог предполагает, что многие люди имеют частичные ответы и что вместе они могут свести их к действенному решению |
Дебаты предполагают, что есть правильный ответ и кто-то его имеет |
Диалог всегда остается открытым |
Дебаты предусматривают подведение итогов. |
В методике обучения праву используется так называемый прием «Изучение казусов».
Ряд ученых считает, что неотъемлемой частью правового образования является именно изучение казусов (случаев). Включая их в систему правового обучения, педагог учит школьников анализировать проблемную ситуацию, находить вариант ее разрешения.
На уроке ученики рассматривают юридические случаи, основанные на письменных заключениях судов; гипотетические ситуации, содержащие конфликты и дилеммы; ситуации, имевшие место в жизни, взятые из газет, журналов, книг и других источников. Такая информация должна быть представлена в письменном виде либо выражена аудиовизуальными средствами (фильмом например).
Методисты предлагают алгоритм использования этого приема:
1. описание фактов;
2. предъявление проблемы, поставленной данным казусом;
3. ссылка на аргументы или разного рода позиции, которые могут существовать при разрешении этого спорного вопроса;
4. решение, принятое по представленной проблеме, и объяснение причин вынесения именно такого решения.
Изучение казусов – способ обучения праву, ориентированный на исследование. Он разработан для того, чтобы помочь учащимся применять теорию права к реальным жизненным ситуациям. Поскольку учащимся не дается ясного юридического правила или нормы, которые нужно применить для решения той или иной проблемы, им приходится вырабатывать свои собственные идеи и заключения. Этот процесс помогает пробудить интерес и развить у учащихся логику, навыки независимого анализа, критического мышления и принятия решения.
Образование, педагогика, воспитание:
Семейная психолого-педагогическая культура как основавзаимодействия
социального педагога и семьи
Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами, которые исторически обусловливаются системой общественных отношений, национальными обычаями, традициями, культурой, в конечном итоге её укладом. Развитие личности ребёнка в семье в решающей степени происходит под воздействием семейно ...
Применение активных методов обучения на уроках информатике
Тема"Анимация в Power Point" Цель: Воспитательная: воспитание интереса к предмету, воспитание дисциплинированности, правильностью посадки за ПК. Образовательная: проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные устройства ПК», «Создание презентации», научить применять аним ...
Порядок сдачи зачета по преддипломной практике
Практика завершается зачетом (с оценкой) на кафедре. Зачет должен быть сдан студентом в течение десяти дней с момента окончания практики. Комиссия, принимающая зачет, при выведении итоговой оценки руководствуется следующим: отзывом руководителя практики на предприятии (организа-ции); качеством отве ...