Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию.
Д. Ондрошек считает: «Если дискуссия не выровнена, появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова. Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активизировать молчаливых. Для этого существует много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других).
Еще один прием, позволяющий включить в работу самых разных ребят, – предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.
К организационным ролям можно отнести роль «протоколиста», кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хронометриста», следящего за продолжительностью выступления; «ответственного за материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или по мере надобности приводящего факты из этих материалов
Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся».
«Разговор по кругу»
Один из простейших способов структурирования дискуссии -«Разговор по кругу». Вот несколько способов организации такой дискуссий.
«Карусель»
«Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет не больше, например, трех минут. Учитель дает инструкцию:
а) назвать вольные ассоциации по теме;
б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и обосновать свое мнение;
в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем».
Работа в парах
«Общий шум»
Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и за несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование» своего напарника и представление его мнения остальным ученикам.
«Колесо»
Школьники разбиваются на две равные группы и образуют два круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовались пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30-60 сек. По сигналу пары начинают говорить друге другом, второй сигнал: «Колесо поворачивается» – члены обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так чтобы оказаться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хорошо использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу (например, по проблемам в темах «Право на жизнь» или «Права на частную жизнь»).
«Подсчитывающая дискуссия»
Сотрудники Фонда «Образование для Демократии» (Польша) предложили свой метод оценки участников дискуссии.
Учитель предлагает тему и вызывает 6-9 добровольцев (или назначает участников). Они садятся в центр класса и начинают дискутировать; Желательно, чтобы каждое высказывание занимало не больше 15 сек. Зрители и сам учитель оценивают каждого из участников, начисляя премиальные и штрафные баллы.
Система такого оценивания приведена в таблице 1.
Таблица 1. – Система оценивания
Участие в дискуссии |
Баллы |
Четкое заявление (определение) своей точки зрения на проблему |
+2 |
Существенное замечание |
+1 |
Использование доказательств, подтверждающих высказывание |
+2 |
Вовлечение в дискуссию другого человека |
+1 |
Уточняющий вопрос, продвижение дискуссии вперед |
+1 |
Аналогия |
+2 |
Выявление противоречия |
+2 |
Выявление несущественного замечания |
+2 |
Отсутствие заинтересованности, помехи |
-2 |
Прерывание говорящего |
-2 |
Несущественное замечание |
-1 |
Монополизация дискуссии (не дает говорит другим) |
-3 |
Выпад против какого-то участника дискуссии |
-3 |
Образование, педагогика, воспитание:
Фонетические факторы внятности
Наряду с общими требованиями к внятности и членораздельности, следует иметь в виду и ряд вытекающих из них частных требований, касающихся разных сторон фонетического оформления речи, а именно: голоса, фонетического облика слова (включая их фонематический состав, слоговый ритм, ударение, орфоэпию), ...
Понятие и критерии педагогических технологий
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогическ ...
Психолого-педагогический аспект понятия интереса; особенности формирование интереса
младшего школьника
Проблема определения категории «интерес» очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а в скорее наоборот, ведет к еще большей пута ...