Развитие речи учащихся на уроках рассматривается нами с позиции неразрывной связи интеллекта, эмоциональной сферы и личности в целом. Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи, осуществляемый на этих уроках, предполагает учет структуры речевой деятельности, развитие различных ее видов. От уровня развития коммуникативно-речевых умений во многом зависят социальная адаптация личности, освоение культуры общества.
Своеобразие уроков развития речи с элементами ИЗО состоит, в частности, в особым образом организованном речевом общении, предполагающем такую активность взаимодействующих (учитель — ученик и ученик — ученик), в процессе которой они с помощью языковых и неязыковых (экстралингвистических) знаков организуют совместную деятельность по рассматриванию картины. Подобное общение предполагает овладение его участниками диалогической речью. Однако в начальных классах особое внимание — и нередко вполне обоснованно — уделяется развитию монолога, поскольку именно в школе начинается систематическое обучение детей этой форме речи.
Диалог же (из-за отсутствия целенаправленной активности такого его участника, как ученик) нередко превращается в формализованную «вопросно-ответную» беседу, в целом весьма характерную для школьной практики. В то же время именно диалогическая форма речи может быть более сложной, чем монологическая, так как в ней необходим учет ситуации общения, реплик собеседников; в диалоге наряду со сменой говорящего может происходить также смена иерархии целей, появляется возможность вариативных реакций на изменение неречевого поведения собеседника при сохранении собственных целей. При этом важно, чтобы все участники диалога рассматривались как равноправные партнеры. Важным условием взаимодействия является также наличие у собеседников соотносимых друг с другом предварительных знаний об окружающем мире и «личностных смыслов», связанных с языковыми единицами разных уровней.
Учебный диалог требует развития таких видов речевой деятельности, как слушание и говорение. От уровня сформированности соответствующих межпредметных умений зависит не только степень усвоения заключенной в устном сообщении информации, но и способность к эстетическому развитию.
В начальной школе развитие говорения и особенно слушания обычно не рассматривается как специальная проблема, в том числе на уроках русского языка и чтения. Именно поэтому лишь у небольшой части младших школьников продолжается совершенствование этих видов речевой деятельности. И здесь особую роль, благодаря своим содержанию и технологии, могут сыграть уроки развития речи с элементами ИЗО.
При обучении детей слушанию и говорению необходимо учитывать особенности процесса восприятия, воспроизведения и продуцирования речевого сообщения.
Слушание (аудирование) как вид речевой деятельности основано на механизме восприятия и предполагает единство двух взаимосвязанных операций: опознавания произнесенных говорящим (коммуникатором) единиц речи с помощью слуха и осмысления слушающим (реципиентом) воспринятого сообщения на основе имеющегося речевого опыта.
Говорение как предполагает создание собственных речевых высказываний в акустическом коде, так и представляет собой результат осознания чужой речи.
Существует ряд условий, как объективных, так и субъективных, влияющих на понимание воспринятой на слух речи и выражение собственных мыслей и чувств с помощью звучащих комплексов. К ним, прежде всего, относятся особенности воспринимаемого сообщения (его содержание, последовательность построения, эмоциональная выразительность, наличие определенных зрительных опор, в качестве которых на уроках развития речи с элементами ИЗО выступает картина или слайд). Большую роль играют некоторые качества личности как говорящего, так и слушающего (нацеленность речи и ее восприятия, определенная установка, мотивация речи, степень развития мышления, памяти, внимания). Особое значение имеет знание о предмете речи; именно поэтому чем внимательнее ребенок вглядывается в слайд, чем больше он имеет знаний и опыта рассматривания зрительных образов, тем заинтересованнее и осмысленнее он может слушать одноклассников и учителя.
На уроках развития речи с элементами ИЗО можно выделить несколько основных видов слушания: восприятие на слух речи педагога и, прежде всего, вопросов и парафраза высказываний учащихся, слушание сообщений одноклассников и собственной речи (в том числе в виде парафраза учителя). Среди основных видов говорения можно назвать создание собственных высказываний по поводу картины, вступление в дискуссию с одноклассниками, участие в парафразе и линкинге (обобщающем парафразе).
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие предметно-развивающий среды и ее влияние на развитие игры-драматизации
в старшем дошкольном возрасте
Проблема среды рассматривалась в трудах М.Я. Басова, П.П. Блонского, А.Б. Залкина и других. Уже в 1927 году ставится вопрос о роли среды в процессе развития ребенка на первом педагогическом съезде, где были сделаны следующие выводы: Среда является лишь фактором, содействующим процессу развертывания ...
Отбор грамматического материала для обучения устной речи и
чтению
Сущность отбора грамматического материала для школы заключается в создании такого грамматического минимума, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач обучения. При решении вопроса об отборе грамматического минимума учитываются источники и принципы ...
Роль семьи в полоролевой социализации дошкольников
До сих пор ученые полемизируют: какое понятие шире - полоролевое или половое воспитание. Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убеждены в том, что оно (полоролевое) - более широкая область воспитания по сравнению с сексуальным. Но те и другие едины во мнении: психосе ...