Одним из важнейших условий речевого развития детей является специально созданная (так называемая «искусственная») речевая среда. На уроках развития речи с элементами ИЗО ее компонентом становится, во-первых, особая, не вполне типичная для начальной школы организация учебного пространства, предполагающая ограниченное количество детей (от 7 до 15), тренинговое расположение учащихся (они сидят полукругом на стульях или подушечках перед экраном, на котором демонстрируется слайд), создание непринужденной, эмоционально благоприятной атмосферы, безоценочное принятие любого высказывания каждого ребенка, что в целом способствует возникновению субъект-субъектных отношений между учителем и учащимся, соответствующих принципу ненасильственной коммуникации. Во-вторых, восприятие произведений изобразительного искусства осуществляется на основе слайдов или больших репродукций, когда дети видят одно и то же, когда их взгляды устремлены в одном направлении. Такая работа, в отличие от рассматривания небольших репродукций каждым ребенком, объединяет детей, класс, создает, если воспользоваться словами М. А. Рыбниковой, «рабочее единство». Кроме того, рассмотрение произведений изобразительного искусства имеет специально продуманную последовательность.
В-третьих, организация фасилитированной дискуссии представляет собой коллективное обсуждение произведения изобразительного искусства, опирающееся на четкую стратегию вопросов, задаваемых учителем детям в соответствии с этапами развития художественного восприятия и визуального мышления. Такая дискуссия позволяет младшим школьникам овладевать первоначальными умениями высказывать свои суждения и обосновывать их, уважительно и внимательно относиться к мнению других детей, сопоставляя их суждения с собственными.
В-четвертых, особая техника парафраза, когда учитель после высказывания каждого ребенка передает его мысль, но не буквально, а конкретизируя и уточняя ее, уводит от «зацикливания» на отдельных деталях картины, способствует вербализации художественного образа. Для грамотного построения парафраза педагог должен не только правильно улавливать смысл высказывания, но и определять, какого типа мысль была высказана: простое наблюдение, уточнение, ассоциация, сравнение, эмоция, размышление и др. Каждому типу высказывания при парафразе соответствуют определенные глаголы, которые должны отражать суть высказывания (видит, обращает внимание, почувствовал, кажется странным, заметил, решил, создается впечатление, удивился, предполагает, вспомнил, думает, сравнивает и т. д.).
Особым видом парафраза является линкинг, представляющий собой обобщение всех высказываний учащихся при обсуждении одного слайда. Линкинг не должен содержать каких-либо оценочных суждений. Чаще всего перечисляются те детали картины, о которых говорили дети в своих высказываниях, указывается на наличие различных версий относительно тех или иных деталей картины. Заканчивается линкинг, как правило, указанием на многозначность восприятия одного и того же произведения искусства разными людьми («Сколько людей — столько мнений»).
Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным произношением, в языке передается не только логическое содержание, но и эстетическое впечатление. Обучаясь языку, дети должны все яснее представлять себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно писать, а что грамматические явления, отражая закономерности языка, присутствуют в художественных произведениях, произведениях народного творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами изобразительности.
Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед младшими школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.
Образование, педагогика, воспитание:
Виды и тип сказок
Существует самая разнообразная классификация сказок. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно выделяют три большие группы: 1. сказки о животных 2. волшебные сказки 3. бытовые (сатирические) сказки Сказки о животных Маленьких детей, как правило, привлекает мир жи ...
Выявление уровня полоролевой социализации детей среднего дошкольного
возраста
Проанализировав теоретическую литературу по проблеме полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста, мы разработали методику эксперимента, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Эксперимент проводился в период сентябрь - май 2009г. Исследование пр ...
Формирование знаний на уроке окружающего мира с использованием презентации
на тему: «Животный и растительный мир болот»
По программе «Начальная школа XIX век» встречается тема «Животный и растительный мир болот». Целью урока: расширить представления учащихся о животном и растительном мире водоемов: болот. Развивающая: развивать ОУУН: учебно–управленческие умения: организовывать свой труд, контроль и анализ собственн ...