Золотая педагогика

Формирование коммуникативной полноценности речи на уроках изобразительного искусства

Другое о педагогике » Формирование коммуникативной полноценности речи на уроках изобразительного искусства

Общение - один из важнейших факторов общего развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.

Модернизация системы современного начального образования требует особого внимания к средствам, дидактическим методам интенсификации процесса развития речевой деятельности учащихся. Хорошее владение русским языком как средством общения - веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в школе, но и для формирования языковой личности младших школьников.

В последние десятилетия педагогическая общественность ведет серьезный разговор о внедрении новых технологий обучения, воспитания и развития в систему начального образования.

В системе современного, в частности начального, образования возникают качественно новые требования к учителям. Педагоги должны обладать системным мышлением, профессиональной мобильностью, информационными навыками, а также педагогической коммуникативно-ориентированной (воздействующей) речью.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений — обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. До сих пор актуальными остаются слова, сказанные более полувека назад: «...мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да еще редкая гостья, парадная, так сказать».

Прежде всего, речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения людей («во взаимодействии людей между собой»), следовательно, этот вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партнеров, т. е. того, кто обращается с высказыванием, и того (тех), кто его принимает (или будет принимать). Сущность процесса и состоит для одного в создании (выдаче) сообщения, для другого (других) — в его восприятии (приеме). Вот почему речевая деятельность — процесс активный

Система уроков развития речи, как и система художественно-эстетического воспитания школьника два взаимосвязанных компонента обучения, один из которых является в одно и тоже самое время началом и продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже самое время наблюдаются и обратные тенденции. Задача педагога соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника. Данный тип интеграции по нашему мнению позволит повысить уровень развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы у младших школьников. Известный отечественный литературовед К. Пигарев пишет: “словесное искусство и изобразительное искусство обладает каждое своей спецификой, но стоящие перед ними задачи реалистического отражения действительности решаются во многом общими художественными средствами” .

Проблема развития учащихся в процессе обучения родному языку, в том числе речевой деятельности, издавна привлекала внимание русских лингвистов, методистов, педагогов, психологов, учителей: в 18 веке - М.В. Ломоносова, В.И. Светлова, Ф.И. Янковича и др.; в 19 веке - В.Г. Белинского, Ф.И. Буслаева, Н.Н. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.Л. Стоюнина и др; в начале 20 века - П. Лесгафта, П.Ф. Каптерева и др;

Вместе с тем, как показывают педагогические и психологические исследования В.И. Андреева, Л.М. Аболина, В.Ф. Габдулхакова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Р.А. Исламшина, М.И. Махмутова, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина и др., система образования не обеспечивает должного развития личности ребёнка.

Многие психологи и педагоги (И.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин и др.) придают первостепенное значение организации и овладению учебной деятельностью как ведущим видом деятельности в начальной школе в единстве её компонентов; учебно-познавательных мотивов, учебных задач, выполнения активных учебных действий, а также действий контроля и оценки учащихся. Важным фактором обучаемости, оказывающим решающее влияние на глубину и прочность овладения учебным материалом, является собственная активность школьников, их заинтересованность в успехе.

Объект исследования – процесс формирования коммуникативной полноценности речи на материале ИЗО.

Предмет исследования – влияние ИЗО искусства на формирование коммуникативной полноценности речи младших школьников.

Цель - выявить эффективность и целесообразность использования уроков развития речи на материалах изобразительного искусства в начальной школе.

Задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

Изучить пути обогащения и активизации словарного запаса терминологией и лексикой ИЗО;

Показать значимость такого типа интеграции;

Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике исходя из содержания школьных программ;

Отбор лексического материала по ИЗО;

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством;

Разработка системы упражнений по формированию коммуникативной полноценности речи младших школьников.

Гипотеза: речь учащихся начальных классов может быть коммуникативно-полноценной при условии обогащения ее терминами ИЗО.

Методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической и методологической литературы;

наблюдение и анализ серии уроков с целью выявления уровня развития речи у учеников 4 классов;

диагностика речевой деятельности на материалах ИЗО;

педагогический эксперимент для выявления уровня полноценности речи на материалах ИЗО.

База исследования:

Исследование проводилось на базе СОШ № 2. В эксперименте принимали участие учащиеся 4-А и 4-Б классов. 4-А (25 учеников) был взят в качестве экспериментального, 4-Б - (26 учеников) взят в качестве контрольного класса.

Образование, педагогика, воспитание:

Начальный этап обучения
На начальном этапе обучения предпочтение следует отдавать учебным текстам. Иногда для расширения кругозора учащихся можно включать аутентичные тексты. Качество усвоения аутентичного материала может быть повышено использованием определенных упражнений и заданий. Овладение технологией чтения осуществ ...

Проведение пальчиковых игр
Обязательно посмотрите хотя бы на одну маму или бабушку, которая «исполняет» игру так, что детям нравится. Имеет значение-многое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев. Помогать ли пальчикам? Это непременно нужно делать, если вы занимаетесь с младенцем, ...

Дидактико-методические основы обучения иноязычному чтению в условиях общеобразовательных школ
Прежде всего отметим, что содержание обучения иноязычному самостоятельному чтению должно отличаться мотивационно-побудительной направленностью, информативностью, высокой образовательной ценностью, аутентичностью, информационной и языковой доступностью. Воспитательно-образовательно-развивающий эффек ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru