Золотая педагогика

Формирование коммуникативной полноценности речи на уроках изобразительного искусства

Другое о педагогике » Формирование коммуникативной полноценности речи на уроках изобразительного искусства

Общение - один из важнейших факторов общего развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.

Модернизация системы современного начального образования требует особого внимания к средствам, дидактическим методам интенсификации процесса развития речевой деятельности учащихся. Хорошее владение русским языком как средством общения - веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в школе, но и для формирования языковой личности младших школьников.

В последние десятилетия педагогическая общественность ведет серьезный разговор о внедрении новых технологий обучения, воспитания и развития в систему начального образования.

В системе современного, в частности начального, образования возникают качественно новые требования к учителям. Педагоги должны обладать системным мышлением, профессиональной мобильностью, информационными навыками, а также педагогической коммуникативно-ориентированной (воздействующей) речью.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений — обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. До сих пор актуальными остаются слова, сказанные более полувека назад: «...мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да еще редкая гостья, парадная, так сказать».

Прежде всего, речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения людей («во взаимодействии людей между собой»), следовательно, этот вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партнеров, т. е. того, кто обращается с высказыванием, и того (тех), кто его принимает (или будет принимать). Сущность процесса и состоит для одного в создании (выдаче) сообщения, для другого (других) — в его восприятии (приеме). Вот почему речевая деятельность — процесс активный

Система уроков развития речи, как и система художественно-эстетического воспитания школьника два взаимосвязанных компонента обучения, один из которых является в одно и тоже самое время началом и продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже самое время наблюдаются и обратные тенденции. Задача педагога соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника. Данный тип интеграции по нашему мнению позволит повысить уровень развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы у младших школьников. Известный отечественный литературовед К. Пигарев пишет: “словесное искусство и изобразительное искусство обладает каждое своей спецификой, но стоящие перед ними задачи реалистического отражения действительности решаются во многом общими художественными средствами” .

Проблема развития учащихся в процессе обучения родному языку, в том числе речевой деятельности, издавна привлекала внимание русских лингвистов, методистов, педагогов, психологов, учителей: в 18 веке - М.В. Ломоносова, В.И. Светлова, Ф.И. Янковича и др.; в 19 веке - В.Г. Белинского, Ф.И. Буслаева, Н.Н. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.Л. Стоюнина и др; в начале 20 века - П. Лесгафта, П.Ф. Каптерева и др;

Вместе с тем, как показывают педагогические и психологические исследования В.И. Андреева, Л.М. Аболина, В.Ф. Габдулхакова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Р.А. Исламшина, М.И. Махмутова, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина и др., система образования не обеспечивает должного развития личности ребёнка.

Многие психологи и педагоги (И.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин и др.) придают первостепенное значение организации и овладению учебной деятельностью как ведущим видом деятельности в начальной школе в единстве её компонентов; учебно-познавательных мотивов, учебных задач, выполнения активных учебных действий, а также действий контроля и оценки учащихся. Важным фактором обучаемости, оказывающим решающее влияние на глубину и прочность овладения учебным материалом, является собственная активность школьников, их заинтересованность в успехе.

Объект исследования – процесс формирования коммуникативной полноценности речи на материале ИЗО.

Предмет исследования – влияние ИЗО искусства на формирование коммуникативной полноценности речи младших школьников.

Цель - выявить эффективность и целесообразность использования уроков развития речи на материалах изобразительного искусства в начальной школе.

Задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

Изучить пути обогащения и активизации словарного запаса терминологией и лексикой ИЗО;

Показать значимость такого типа интеграции;

Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике исходя из содержания школьных программ;

Отбор лексического материала по ИЗО;

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством;

Разработка системы упражнений по формированию коммуникативной полноценности речи младших школьников.

Гипотеза: речь учащихся начальных классов может быть коммуникативно-полноценной при условии обогащения ее терминами ИЗО.

Методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической и методологической литературы;

наблюдение и анализ серии уроков с целью выявления уровня развития речи у учеников 4 классов;

диагностика речевой деятельности на материалах ИЗО;

педагогический эксперимент для выявления уровня полноценности речи на материалах ИЗО.

База исследования:

Исследование проводилось на базе СОШ № 2. В эксперименте принимали участие учащиеся 4-А и 4-Б классов. 4-А (25 учеников) был взят в качестве экспериментального, 4-Б - (26 учеников) взят в качестве контрольного класса.

Образование, педагогика, воспитание:

Описание экспериментального исследования креативности
Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведение пилотное экспериментальное исследование для трех экспериментальных групп. Исследование проходило с 11 сентября 2006 года по 10 мая 2007 года. Было составлена экспериментальная выборка участников исследования. Принцип формирования выборки – напра ...

Опытно-практическая работа с детьми
Уроки изобразительного искусства – это особые уроки и требования к ним особые. Они должны строиться по законам искусства. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в осмысленной творческой деятельности – это первые шаги в «Храм искусства». Школьный учитель должен тонко чувствовать ...

Особенности обучения младших школьников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде в ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru