РИС.39 РИС.40 РИС.41 РИС.42
РИС.43 РИС.44 РИС.45
Таблица №2
Примерное перспективное планирование игр и упражнений для развития речи и ознакомления с окружающим
МЕСЯЦ |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА |
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
ОБОРУДОВАНИЕ |
Сентябрь |
1.Покажи, кого назову 2.Кто это? 3.Сделай, как я 4.Давайте познакомим |
Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. | |
5.Кто что услышит? |
Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь. |
Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п. | |
6.Громко – тихо |
Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. |
Большая и маленькая собачки или другие игрушки. | |
7.Листопад |
Учить плавному, свободному выдоху. |
Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья. | |
8.Кто с нами рядом живет |
Учить узнавать, показывать и называть животных и птиц, изображенных на картинках. |
Набор предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы». | |
Октябрь |
1.Кружок 2.Паровозик 3.Мы хорошие 4.Снежинки |
Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. | |
5.Угадай, что делать |
Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна. |
Бубен, два флажка. | |
6.Идемте с нами играть |
Вырабатывать умение пользоваться громким голосом. |
Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери. | |
7.Принеси игрушку |
Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве. |
4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.). | |
8.Парные картинки |
Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь. |
Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (по две штуки), две куклы. | |
9.Дети обедают |
Упражнять детей в названии слов: тарелка, чашка, блюдце, ложечка, салфетка, ест, вытирает, держит. |
Картинка с изображенными на ней троих детей, сидящих за столом: мальчик наклонился над тарелкой, и ест второе; девочка ест маленькой ложкой компот из чашки, стоящей на блюдце; второй мальчик закончил еду и вытирает рот салфеткой; на столе стоит стакан с бумажными салфетками. | |
Ноябрь |
1.Кто внимательный? |
Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. |
Кукла, игрушечный мишка, машинка. |
2. Не разбуди куклу |
Развивать умение пользоваться тихим голосом. |
Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек. | |
3.Найди и принеси |
Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве. |
Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в групповой комнате. | |
4.Во дворе |
Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. |
Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. | |
5.Олины помощники |
Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных. |
Кукла. | |
6.Уложим куклу спать |
Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями. |
Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка. | |
7.Кукла проснулась |
Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета. |
Кукла на кроватке, комплект ее одежды. | |
8.Посуда для куклы |
Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об их использовании, активизировать словарь. |
Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла. | |
9.Мальчик с дудочкой |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
Декабрь |
1.Дует ветер |
Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. |
2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья. |
2.Снежинки |
Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха). |
Несколько рыхлых кусочков ваты. | |
3.Поручения |
Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве. | ||
4.Песня – песенка |
Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию. |
Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка. | |
5.Спрячь мячик |
Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций. |
Мяч. | |
6.Нарядим куклу |
Активизировать словарь по теме. |
Картонная кукла, набор бумажной одежды. | |
7.Угостим кукол чаем |
Закрепить название предметов посуды, ее величины. |
Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине. | |
8.Что купили на базаре? |
Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. |
Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи. | |
9.Праздник елки в детском саду |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
Январь |
1.Положи на место |
Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве. | |
2.Курочка и цыплята |
Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве. |
Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей) | |
3.Часы тикают |
Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо. |
Большие и маленькие часы. | |
4.Кто, где спрятался? |
Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. |
Игрушечная кошечка или собачка. | |
5.К кукле пришли гости |
Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением. |
Кукольная посудка, стол, кукла, Машка и зайка. | |
6.В гостях у куклы |
Уточнять название предметов мебели, ее назначение. |
Кукольная мебель, кукла. | |
7. Чудесный мешочек |
Уточнить и активизировать словарь по теме. |
Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке. | |
8.Кого мы встретили в лесу? |
Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках. |
Предметны картинки из серии «Дикие животные». | |
9.Дети играют в группе |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
Февраль |
1.Чья птичка дальше улетит? |
Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ. |
Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных. |
2.Гав-гав |
Закреплять произношение звуков по подражанию. |
Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка. | |
3.Лошадка |
Обучение отчетливому произношению звука «и». |
Игрушечная лошадка. | |
4.Где машина? |
Учить детей понимать предложные конструкции. |
Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах. | |
5.Угостим медведей чаем |
Закрепить название предметов посуды, ее величины. |
Три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя» или три игрушечных медведя, резко контрастных по величине. | |
6.Пригласим мишутку в гости |
Уточнять название предметов мебели, ее назначение. |
Игрушечная мебель, медвежонок. | |
7.Узнай игрушку |
Уточнить и активизировать словарь по теме |
Любимые игрушки детей в мешочке. | |
8.Что в саду растет? |
Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. |
Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты или их муляжи. | |
9.Мальчик играет с собакой |
Упражнять детей в названии слов: собака, цветы, сидит, смотрит, дает, играет. |
Картинка с изображением зеленой лужайки. На лужайке растут цветы. Мальчик показывает собаке сахар. Собака сидит на задних лапах. Маленькая девочка с интересом смотрит на мальчика и собаку. Около девочки лежит игрушечная собака. | |
Март |
1.На птичьем дворе |
Закреплять произношение звуков по подражанию. |
Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка. |
2.Где зайчик? |
Учить детей понимать предложные конструкции. |
Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик. | |
3.Автомобиль |
Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве. |
Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки. | |
4.Назови ласково |
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
Картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель, животные, транспорт и др.), в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить. | |
5.Помоем посуду |
Расширять словарь по теме, активизировать словарь. |
Таз с водой или игрушечная мойка, кукольная посуда. | |
6.У куклы дома |
Закрепить название предметов мебели, ее величины. |
Две куклы, два стула и две кроватки, резко контрастные по величине. | |
7.Узнай и назови |
Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы. |
Натуральные овощи или муляжи в мешочке. | |
8.На чем мы ездим? |
Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами. |
Предметные картинки «Транспорт». | |
9.Мама купает ребенка |
Упражнять детей в названии слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать. |
Картинка с изображением ванной, в которой сидит маленький мальчик, а мать мочалкой трет ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Недалеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце. | |
Апрель |
1.Барабан |
Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса. |
Барабан. |
2.Кап-кап-кап |
Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо. |
Картинка с изображением дождя. | |
3.Друзья |
Формировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
Картинки с изображением животных разных по размеру (большая собака – маленькая собачка и т.п.) | |
4.Кто чем питается? |
Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. |
Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. | |
5.Покатаем в машине игрушки |
Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов. |
Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др. | |
6.Что в корзиночке лежит? |
Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества. |
Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие. | |
7.Чего не стало? |
Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь. |
Игрушки | |
8.Лото |
Учить узнавать и называть изображенные на картинках предметы, не зависимо от их цвета или величины; обобщать их по назначению и использованию. |
Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (число картинок из каждой серии должно соответствовать количеству детей). | |
9.Кошка играет мячом |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
Май |
1.Тук-тук |
Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма. |
Игрушечный молоточек. |
2.Один – много |
Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных. |
Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д. | |
3.Дай что скажу |
Закрепить название транспорта, активизировать словарь. |
Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик. | |
4.Давай познакомимся |
Уточнять и расширять словарь ребенка по теме. |
Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке. | |
5. Кто что ест? |
Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает». |
Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. | |
6.Во саду ли, в огороде? |
Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. |
Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других. | |
7.Комната для куклы |
Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами. |
Предметны картинки из серии «Мебель», кукла. | |
8.Голубь летит 9.Автобус везет людей |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
Июнь |
1.Солнце или дождик? |
Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна. |
Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя. |
2.Одуванчик |
Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ. | ||
3.Иголочка и ниточка |
Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. | ||
4.Поворята |
Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. |
Фланелеграф или магнитная доска с изображениями банки из-под компота и кастрюли, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других. | |
5.Кто так кричит? |
Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме. |
Игрушки или картинки домашних животных. | |
6.Мишка спит в кроватке 7.Кукла сидит в ванне |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
8.Песня – песенка |
Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию. |
Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка. | |
9.Где машина? |
Учить детей понимать предложные конструкции. |
Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах. | |
Июль |
1.Где позвонили? |
Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве. |
Колокольчик. |
2.Пузырь |
Развивать речевое дыхание и звукового аппарата. | ||
3.Кто где живет? |
Учить детей группировать животных на дикие и домашние, активизировать словарь по теме. |
Игрушки диких и домашних животных, домик и дерево. | |
4.Бабочка, лети! |
Вырабатывать длительный непрерывный ротовой выдох. |
2 – 3 бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30см друг от друга. Шнур натягивают между двумя стойками так, чтобы бабочки весели на уровне лица ребенка.) | |
5.Коза ест траву 6.Дети гуляют в парке |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
7.Гав-гав |
Закреплять произношение звуков по подражанию. |
Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка. | |
8.Где зайчик |
Учить детей понимать предложные конструкции. |
Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик. | |
9.Кто что ест? |
Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает». |
Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. | |
Август |
1.Угадай, на чем играю |
Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию. |
Барабан, бубен, дудочка и др. |
2.Кораблик |
Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ. |
Таз с водой и бумажные кораблики. | |
3.Пирамида любви |
Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. | ||
4.Дети кормят курицу и цыплят 5.Дети на прогулке в детском саду |
Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. |
Сюжетная картинка | |
6.На птичьем дворе |
Закреплять произношение звуков по подражанию. |
Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка. | |
7.Кто чем питается? |
Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. |
Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. | |
8.Один – много |
Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных. |
Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д. | |
9.Во дворе |
Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. |
Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. |
Образование, педагогика, воспитание:
Воспитание и организация детей перед занятием
Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Ее следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержанием предстоящего занятия. Основная воспитательная зада ...
Организация обучения математике в основных профилях
Согласно можно выделить несколько групп основных профилей, для которых математика изучается в наиболее приемлемом для этих профилей объёме. Естественно-математический профиль: математика изучается в профильном курсе в течение 12 часов в 2 недели. Технологический профиль: математика изучается в проф ...
Классификация технических средств обучения
Комплекс технических средств, предлагаемых для использования в процессе обучения, год от года становится всё сложнее и многообразнее. От умения педагога эффективно использовать эти средства в немалой степени зависит конечный результат восприятия учениками новой для них информации. Технические средс ...