Подвижный образ жизни, который проходил на свежем воздухе и был связан, с традиционными промыслами и перекочевками с места на место в разные сезонные периоды. Все это способствовало сохранению своего здоровья до глубокой старости. Якуты обладали великолепной дальнозоркостью, тонким слухом, они ловки, стремительны, проворны и быстры в ходьбе.
Важной частью национального якутского праздника Ысыах издревле считаются спортивные состязания боотуров, традиционные праздники северных народов также не обходятся без спортивных игр. Победители прославлялись в народе, становились национальными героями, рассказы о них передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
Народ Саха в прошлом это воинствующий народ. Поэтому военная подготовка у них занимала особое место в системе целостного физического воспитания. Тем более, что она велась систематически. Военному делу обучались все мужчины, начиная с промыслового возраста. Этот процесс состоял из двух этапов – на первом этапе военное обучение было обязательно для всех мужчин, на втором – военному искусству совершенствовались те, кто хотел стать дружинником. В первую стадию обучения входило 4 достаточно сложных испытаний, которые были связаны с высокой физической подготовленностью испытуемых. Вторая стадия обучения состояла из 5 еще более сложных испытаний. Например, испытуемому завязывали глаза и в него с определенного расстояния стреляли из боевого лука, он должен был увернуться. Были разные позиции испытания, и во всех испытуемому надо было увернуться от пущенных стрел в него, или успеть схватить их. Такая, можно сказать, военно-психофизическая подготовка способствовала тому, что воин в любое время суток и года был готовым физически и психически к любым невзгодам, к внезапным военным действиям, к терпимости боли, не обращать внимания на холод, голод и жажду. Все это не приходило само собой, на это требовалось время, определенные условия и конечно специальная система воспитания и обучения, которая сразу же после рождения ребенка «охватывала его» и не выпускала из своих объятий до самого промыслового возраста.
Особое значение народы Севера придавали национальным играм - как важному фактору физического развития и воспитания. По поводу характера национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил: «все люди похожи друг на друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга».
В представлении народа Саха игры не только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей. Другой основой становления и формирования системы традиционных игр и состязаний является устное народное творчество (в основном героический эпос, сказания, сказки). Передаваемый из поколения в поколение эпос является составной частью потенциала зарождения и возникновения игр и состязаний народа Саха. Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д
В Якутии на основе экономических, социальных и культурных преобразований физическая культура и спорт стали важными факторами всестороннего развития личности. В 70–80-е гг. XX века развивалась национальная борьба хапсагай, популярными являлись состязания, в основе которых были беговые и прыжковые упражнения. Национальные виды спорта наряду с общераспространенными стимулировали развитие массовой физкультуры и спорта высших достижений. В этот период произошли возрождение и становление на современной основе национальных видов спорта народов Якутии.
У якутов распространены такие национальные виды спорта как масс тардысыы, якутские национальные прыжки: кылыы, ыстанга и куобах, хапсагай, а также различные традиционные игры.
Деление на виды спорта в основном сводятся к делению на единоборье и многоборье. К сожалению, большинство национальных упражнений, игр и видов спорта рассчитаны на лиц мужского пола и взрослую часть населения. Однако многие упражнения и игры модернизированы, облегчены и упрощены и с успехом могут применяться среди детей, в том числе и старшего школьного возраста.
Образование, педагогика, воспитание:
Условия формирования опыта
Базой опытно-экспериментальной работы послужила средняя общеобразовательная школа №5 города Ершова. В реализации опытно-экспериментальной программы принимала участие Бутенко Елена Эдуардовна. В школе работает с 1986 года. Окончила Ташкентский педагогический институт имени Низами. Имеет высшую квали ...
Анализ психолого-педагогической литературы
Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Ро ...
Работа с кадрами дошкольного учреждения
Современная практика работы дошкольных учреждений показывает, что далеко не все педагоги и родители знают особенности психофизического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка-дошкольника и, как следствие, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики. Для более эффективного вза ...