Золотая педагогика

Методика профессионального обучения. Понятия профессии

Другое о педагогике » Методика профессионального обучения. Понятия профессии

Страница 1

Методика – это совокупность методов для достижения какой-либо образовательной цели.

МПО – дисциплина, которая занимается вопросами отбора содержания, выбора методов, средств, организационных форм в соответствии с дидактическими принципами и относиться к психолого-педагогическому циклу.

Методики подразделяются на частные и общие. Частные методики это методики с предметной направленностью (например, методика обучения физики или математике). В учебном процессе есть элементы, которые относятся к группе профессий или не имеют предметной направленности, такие элементы характерны для общих методик обучения. Примером может служить методика обучения конспектированию, которая не имеет предметного наполнения или развитие логического мышления.

В отличие от учителей школы, педагог профессионального обучения нацелен на подготовку учащихся по группе предметов относящихся к одной профессии или к группе родственных профессий. К примеру, для специальностей типа «Наладчик литейных машин», «Наладчик формовочных и стержневых машин», ряд предметов как материаловедение, оборудование литейного производства, общая технология, специальная технология литейного производства, а так же производственное обучение может преподавать один преподаватель-мастер.

Как видно, подготовка будущего преподавателя профессионального обучения для профессиональных училищ (ПУ) универсальные подготовки учителя предметника для общеобразовательной школы. В процессе обучения педагога для ПУ меньшая часть подготовки отведена частной методике нежели общей. Частная методика применяется только для иллюстраций.

Из соотношения педагогической теории и практики вытекает ряд следствий:

1. Педагогика занимается формированием теории обучения, выявлением педагогических закономерностей, а методика использует эти педагогические законы, закономерности и тенденции через педагогические принципы.

2. Совершенствование методики обучения может идти «по малому кругу», но это неизбежно приводит кнасыщению, исчерпанию всех возможностей. Значит, дальнейшее совершенствование нужно вести «по большому кругу», т.е. ученые-педагоги должны сформировать новые дидактические принципы (на основе наблюдений и экспериментов), а методисты будут их использовать.

3. В природе существуют закономерности динамические и вероятностно-статистические. Динамические закономерности относятся ко второй категории, они выполняются в большинстве случаев, но иногда они не работают. Вероятностно-статистические часто проявляются там, где много единичных объектов. Дидактические закономерности всегда являются вероятностно статистическими. Для того, что бы создать правильный педагогический проект на основе дидактических принципов, необходимо всегда обращаться к сфере действительности, к педагогической ситуации, которая сложилась в коллективе, в данной учебной группе.

4. Универсальных методик не существует (как и нет в аптеке лекарства от всех болезней), поскольку каждая методика создается с опорой на конкретных группу и педагога и для каждого случая будет своя самостоятельная индивидуальная методика. Общее только ядро, а детали различны.

Чем же отличается подготовка учителей для школы и педагогов профессионального обучения? Какие различия между педагогическим и профессионально-педагогическим вузом? В педагогическом вузе студентов учат «рецептурным» методикам (или частным) обучения русскому языку, математике, физике и др. Подготовка специалистов в профессионально-педагогическом вузе ориентирована на обучение профессии, а значит целому спектру предметов. А профессий много, например «портной», «закройщик», поэтому необходимо обучать нескольким профессиям.

Отсюда вывод: в профессионально-педагогическом вузе нельзя изучать частные методики, а изучать общую методику профессионального обучения.

Понятия профессии, специальности, квалификации, разряда

В России насчитывается примерно 7000 рабочих профессий, и вместе с перечнем должностей они изложены в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПРДСТР). И только по 300 из них подготовка ведется через систему начального профессионального образования (НПО). Существуеттакже общероссийский классификатор занятий (ОКЗ).

Профессия возникла в результате разделения труда (к. Маркс) и применяется только к рабочим. Занятие – это более широкая категория. Любая профессия может быть занятием, но не любое занятие может быть профессией.

Профессия – это относительно постоянный род трудовой деятельности в какой-либо сфере, требующий специальной подготовки и являющийся основным источником доходов (например, сборщик бутылок не профессия, продавец темных стекол перед затмением – тоже).

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Физическое воспитание – одна из важных сторон гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста
В качестве одного из видов воспитания физическое воспитание представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитуемых на реализацию ...

Особенности методики обучения элементам игры в хоккей детей старшего дошкольного возраста
Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Прежде всего упражнениями и играми с клюшкой и шайбой (мячом) решается задача общей физической подготовки ребенка. Дети получают лишь элементарные представления о хоккее. Поэтому при обучении дошкольников можно внести це ...

Цель и задачи констатирующего эксперимента. Характеристика детей, участвующих в экспериментальном исследовании
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление нарушений формирования фонетико-фонетических процессов у дошкольников старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Подобрать методические рекомендац ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru