Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведение пилотное экспериментальное исследование для трех экспериментальных групп. Исследование проходило с 11 сентября 2006 года по 10 мая 2007 года.
Было составлена экспериментальная выборка участников исследования. Принцип формирования выборки – направленная.
Принцип подбора участников экспериментальной выборки:
1. возраст от 10-12 лет;
2. обучение в школе по программе Д.Кабалевского.
Выбор программы Д.Кабалевского определялся тем, что данная программа не содержит специального блока развития креативности и представляет в своем содержании весь спектр музыкальной деятельности детей. Таким образом мы хотели исключить специально организованное педагогическое воздействие на развитие креативности.
В состав экспериментальной выборки вошли 16 человек, учеников 5,6,7 классов школ города Коломна и города Москвы.
Из них 6 человек посещали музыкальную школу по классам разных музыкальных инструментов.
3 человека музыкальную школу не посещали, но занимались в студии эстрадного пения в школе.
7 человек музыкальную школу не посещали и дополнительно никакие музыкальные кружки, студии не посещали.
Нами было проведено предварительное разделение экспериментальной выборки на 3 группы на основе проведенной предварительной анкеты.
В 1 Экспериментальную группу 1ЭГ вошли дети, которые не посещали музыкальную школу. Их предметные музыкальные знания были на низком уровне, отношение к музыкальным занятиям в школе отмечалось детьми как положительное.
Во 2 Экспериментальную группу 2ЭГ вошли ученики, которые посещали эстрадную студию, охотно и часто выступали на школьных мероприятиях. Хотя эти участники эксперимента отмечали большую роль музыки в своей жизни, рассматривали музыку даже как способ профессионального труда, однако их специальные музыкальные знания были на очень низком уровне. Преподаватель эстрадной студии отметила большое желание петь у участников эксперимента, однако, уровень музыкальной подготовки и музыкальных данных отметила как средние.
В 3 Экспериментальную группу 3ЭГ вошли дети, систематически посещающие музыкальную школу. Было проведено устное интервью с педагогами-инструменталистами, которые хорошо отозвались о музыкальных способностях, прилежании участников эксперимента. Однако, отметили, что никто из учеников не планирует профессионально заниматься музыкой в будущем. Никто из педагогов не отмечал выдающихся исполнительских музыкальных успехов своих учеников.
Таблица № 1. Группы участников эксперимента:
№ |
Название группы |
Количество участников |
Описание группы | |
чел |
% от общего состава выборки | |||
1. |
1 Экспериментальная группа 1ЭК |
7 |
43,75% |
Ученики не посещают музыкальную школу, специальными музыкальными знаниями не обладают, положительно относятся к музыкальным занятиям в школе, музыкальную культуру рассматривают как способ организации досуга человека. |
2. |
2 Экспериментальная группа 2ЭК |
3 |
18,75% |
Ученики посещают студию эстрадного пения, специальными музыкальными знаниями не обладают, знания музыкальной грамоты на низком уровне, положительно относятся к музыкальным занятиям в школе, музыкальную культуру рассматривают как способ организации досуга человека, как форму профессионального труда |
3. |
3 Экспериментальная группа 3ЭГ |
6 |
37,5% |
Ученики посещаю музыкальную школу, обладают специальными музыкальными знаниями на хорошем уровне, положительно относятся к музыкальным занятиям в школе, придают большое и разнообразное значение роли музыкального искусства в жизни человека. |
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности саморегуляции одаренного ребенка
"Безумен тот, кто, не умея управлять собою, хочет управлять другими", - сказал Публий Сир. Здесь уместны и слова Гете: "Умен не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя" Под саморегуляцией в психологии понимается способность человека произвольно управлять своей деятель ...
Игры, развивающие речевое дыхание
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные пр ...
Использование видеометода в современном учебном процессе
В современной школе значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемых учителем в учебно-воспитательной работе. Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования в школе наглядных пособий, соответствующих уровню р ...