Золотая педагогика

Диагностика креативности как показателя успешности музыкального образования

Другое о педагогике » Диагностика креативности как показателя успешности музыкального образования

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки (Ю.Алиев, В.И.Петрушин, К.В.Тарасова и др.) Именно занятия музыкой могут способствовать развитию креативности у учащихся (К.В.Тарасова). Под креативностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Большая роль креативности в развитии человека определяет актуальность избранной темы.

В отечественной психологической школе отмечается важность выделения параметров, которые могут показать развивающее влияние образования ( А.И.Абраменко, А.Л. Готсдинер, Д.К. Кирнарская, И.П.Манакова, А.А.Мелик-Пашаев и др. )

Проблема нашего исследования - рассмотреть креативность как один из показателей развивающего влияния музыкального образования на школьников.

Объект исследования - музыкальное образование детей 10-12 лет

Предмет исследования – связь показателей креативности с выполнением задач музыкального образования.

Цель исследования - поиск пути оптимизации оценки результатов музыкального образования.

Гипотеза исследования - креативность может выступать показателем успешности музыкального образования при условии построения комплексной диагностической программы - тесты и анализ продуктов творчества.

Методологическая основа - экспериментальные исследования, проведенные в русле изучения креативности (В. Н. Дружинин).

Методы исследования:

1. Изучение и анализ научной и методической литературы по теме исследования;

2. Тест исследования уровня креативности Е.Торренса;

3. Опросник исследования ригидности;

4. Статистическая обработка полученных результатов;

5. Сравнительный анализ полученных данных.

Задачи исследования:

1. Определить на теоретической уровне цели и задачи современного музыкального образования;

2. Определить, какие показатели успешности музыкального образования рассматриваются в работах педагогов и психологов;

3. Изучить содержание понятия «креативность» и определить возможность рассмотрения креативности как показателя успешности музыкального образования;

4. Составить программу пилотажного эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современной психологической литературе креативность рассматривается как показатель творческого развития человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, характеризовать продукты деятельности.

2. Музыкальное образование основной целью определяет формирование и развитие личности человека, любителя музыкального искусства, способного и стремящегося самостоятельно оценивать музыкальные произведения, активно сопереживать, быть восприимчивым к новым направлениям музыкального искусства, поэтому показателем успешности музыкального образования можно рассматривать повышение личностной значимости музыкального искусства для человека;

3. Программа диагностики креативности предполагает включение следующих процедур тест исследования невербальной креативности Е.Торренса, контент-анализ.

Теоретическое значение работы:

В выпускной квалификационной работе систематизированы результаты экспериментальных исследований, проведенных в русле изучения креативности.

Практическое значение работы:

Полученные экспериментальные данные могут быть использованы в дальнейшем продолжительном исследовании на репрезентативной выборке.

Образование, педагогика, воспитание:

Интенсивная методика
В современных условиях быстрого развития науки и техники проблема перехода на интенсивный путь развития стоит и решается во всех сферах общества и на всех этапах формирования личности и специалистов. Также актуальна она и для обучения иностранным языкам. Поиски оптимальных путей решения этого вопро ...

Понятие «готовность к школьному обучению»
Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко изменяются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется ответств ...

Методические требования к художественным текстам для домашнего чтения на старшей стадии обучения учащихся иностранному языку
Для успешной организации процесса обучения самостоятельному чтению представляется важным рассмотреть требования к текстам. Основу типологической общности текстового материала для домашнего чтения на средней стадии обучения иностранному языку, на наш взгляд должны составлять требования к: 1) жанру, ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru