По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки (Ю.Алиев, В.И.Петрушин, К.В.Тарасова и др.) Именно занятия музыкой могут способствовать развитию креативности у учащихся (К.В.Тарасова). Под креативностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Большая роль креативности в развитии человека определяет актуальность избранной темы.
В отечественной психологической школе отмечается важность выделения параметров, которые могут показать развивающее влияние образования ( А.И.Абраменко, А.Л. Готсдинер, Д.К. Кирнарская, И.П.Манакова, А.А.Мелик-Пашаев и др. )
Проблема нашего исследования - рассмотреть креативность как один из показателей развивающего влияния музыкального образования на школьников.
Объект исследования - музыкальное образование детей 10-12 лет
Предмет исследования – связь показателей креативности с выполнением задач музыкального образования.
Цель исследования - поиск пути оптимизации оценки результатов музыкального образования.
Гипотеза исследования - креативность может выступать показателем успешности музыкального образования при условии построения комплексной диагностической программы - тесты и анализ продуктов творчества.
Методологическая основа - экспериментальные исследования, проведенные в русле изучения креативности (В. Н. Дружинин).
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научной и методической литературы по теме исследования;
2. Тест исследования уровня креативности Е.Торренса;
3. Опросник исследования ригидности;
4. Статистическая обработка полученных результатов;
5. Сравнительный анализ полученных данных.
Задачи исследования:
1. Определить на теоретической уровне цели и задачи современного музыкального образования;
2. Определить, какие показатели успешности музыкального образования рассматриваются в работах педагогов и психологов;
3. Изучить содержание понятия «креативность» и определить возможность рассмотрения креативности как показателя успешности музыкального образования;
4. Составить программу пилотажного эксперимента.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современной психологической литературе креативность рассматривается как показатель творческого развития человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, характеризовать продукты деятельности.
2. Музыкальное образование основной целью определяет формирование и развитие личности человека, любителя музыкального искусства, способного и стремящегося самостоятельно оценивать музыкальные произведения, активно сопереживать, быть восприимчивым к новым направлениям музыкального искусства, поэтому показателем успешности музыкального образования можно рассматривать повышение личностной значимости музыкального искусства для человека;
3. Программа диагностики креативности предполагает включение следующих процедур тест исследования невербальной креативности Е.Торренса, контент-анализ.
Теоретическое значение работы:
В выпускной квалификационной работе систематизированы результаты экспериментальных исследований, проведенных в русле изучения креативности.
Практическое значение работы:
Полученные экспериментальные данные могут быть использованы в дальнейшем продолжительном исследовании на репрезентативной выборке.
Образование, педагогика, воспитание:
Необходимость воспитания чувства юмора в дошкольном детстве
Дошкольное детство – это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Период дошкольного д ...
Музыкальное образование как важный компонент развития школьника
Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает мать, оказывает влия ...
Основные требования к отбору задач для занятий элективного курса
Элективный курс по математике представляет собой одну тему, рассмотренную глубоко (например, элективный курс может называться «Комбинаторные задачи», а может состоять из нескольких тем, связанных друг с другом (например, «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»). Основной курс мат ...