В настоящее время многие аспекты освоения народного и декоративно- прикладного искусства в школе изучены достаточно полного и глубоко.
Аспекты освоения народного искусства у школьников происходит на уроках декоративного рисования
Содержание художественного – эстетического образования, основанное на творческих принципах народного и декоративного – прикладного искусства, направлено на создание художественного образа. Обратимся к краткой характеристики этого подхода.
Художественный образ в народном, декоративно – прикладном искусстве выражает не единичное, присущее конкретному объекту (листу, цветку, дереву, птице и т. д), а общее – «видовое», «родовое», отражающие черты характерные для вида, например, растения вообще. Так, дерево в декоративной росписи обычно изображается как дерево жизни, а не конкретное изображение дуба или березы.
Декоративный образ создается с помощью особых приемов общения (стилизации). Как правило, этот образ воплощает мифопоэтическое отношение к действительности. Начиная с первого класса учащиеся постепенно знакомится с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный – полоса, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с основными видами орнамента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморфный – изображение зверей и птиц, антропомофорный изображение человека).
Эти качества орнаментального строя рассматриваются как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Учащиеся учатся понимать «язык» орнамента разных центров народного творчества (школ народного мастерства).
Обучение народному и декоративно – прикладному искусству предусматривает смену разных видов художественной деятельности учащихся первого – четвертого классов, чтобы ознакомить их эстетическими качествами доступных материалов. В настоящие время в школьной практике проблема повышения эффективности художественного образования средствами народного и декоративного искусства находит оклик. Издана новая программа интегрированного курса « Изобразительное искусство».
Основы народного и декоративно – прикладного искусства» для первого – четвертого классов и для пятых и восьмых классов, отвечающая современному уровню научных знаний о национальных культурных традициях. Она создана творческим коллективом под руководством Т.Я. Шпикайловой. Впервые народное искусство становится предметом специального изучения в школе.
Одной из главных задач данной программы являются развитие у детей образного видения, эстетического восприятие и освоения мира, воспитание художественного вкуса, потребности ориентироваться на непреходящие духовные ценности народного искусства. Поэтому в программе предоставлены разные системы, разные типы творчества: и профессиональное искусство, и народное искусство. Первооснова данного курса – образ художественной вещи, созданной руками народных мастеров.
Одним из действенных путей развития творческого начала личности является овладение приемами художественной деятельности на основе принципов народного искусства: повтора, вариаций, импровизации. Поэтому программу включена система задач, связанных с особенностями народного коллективного творчества. Поворот и вариации рассматриваются как необходимые условие эстетического воспитания и развития творчества учащихся.
Содержание нового учебного интегрированного курса поможет существенно приблизить детей к традиционной культуре своего народа, дать им представление о красоте и роли орнамента, о силе и значимости народной культуры в целом. Это содержание, вводимое в рамки постоянных разделов «основы художественного изображения», в то же время постоянно варьируется и обогащается: меняются материалы, с которыми работают дети, меняются виды деятельности, которые изучают на уроке. Все это активизирует интерес младших школьников к образной системе познания мира, закодированной в знаковой системе народного искусства.
Образование, педагогика, воспитание:
Характеристика педагогических факторов эксперимента
Сопутствующими (или побочными) факторами называются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия причинного экспериментального фактора. Следует помнить, что они могут оказывать существенное влияние на результаты учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому они дол ...
Формы, методы и средства формирования межкультурной компетенции на уроках
английского языка
Процесс формирования межкультурной компетенции эффективен только тогда, когда учащиеся одновременно осмысливают и сопоставляют полученные знания о родной и иноязычной культуре, и в состоянии связать собственный опыт с чужим. Опыт межкультурной деятельности и общения между учащимися, представляющими ...
Значение речи для развития познавательных процессов, эмоционального и
социального развития детей с нарушениями слуха
Проблемы, связанные с определением значения речи для развития мышления и рассмотрением взаимодействия речи и мышления, подвергались обсуждению уже в античной философии. В соответствии с монистической моделью Платона, влияние которой сказывается до настоящего времени в различных направлениях бихевио ...