В настоящее время многие аспекты освоения народного и декоративно- прикладного искусства в школе изучены достаточно полного и глубоко.
Аспекты освоения народного искусства у школьников происходит на уроках декоративного рисования
Содержание художественного – эстетического образования, основанное на творческих принципах народного и декоративного – прикладного искусства, направлено на создание художественного образа. Обратимся к краткой характеристики этого подхода.
Художественный образ в народном, декоративно – прикладном искусстве выражает не единичное, присущее конкретному объекту (листу, цветку, дереву, птице и т. д), а общее – «видовое», «родовое», отражающие черты характерные для вида, например, растения вообще. Так, дерево в декоративной росписи обычно изображается как дерево жизни, а не конкретное изображение дуба или березы.
Декоративный образ создается с помощью особых приемов общения (стилизации). Как правило, этот образ воплощает мифопоэтическое отношение к действительности. Начиная с первого класса учащиеся постепенно знакомится с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный – полоса, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с основными видами орнамента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморфный – изображение зверей и птиц, антропомофорный изображение человека).
Эти качества орнаментального строя рассматриваются как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Учащиеся учатся понимать «язык» орнамента разных центров народного творчества (школ народного мастерства).
Обучение народному и декоративно – прикладному искусству предусматривает смену разных видов художественной деятельности учащихся первого – четвертого классов, чтобы ознакомить их эстетическими качествами доступных материалов. В настоящие время в школьной практике проблема повышения эффективности художественного образования средствами народного и декоративного искусства находит оклик. Издана новая программа интегрированного курса « Изобразительное искусство».
Основы народного и декоративно – прикладного искусства» для первого – четвертого классов и для пятых и восьмых классов, отвечающая современному уровню научных знаний о национальных культурных традициях. Она создана творческим коллективом под руководством Т.Я. Шпикайловой. Впервые народное искусство становится предметом специального изучения в школе.
Одной из главных задач данной программы являются развитие у детей образного видения, эстетического восприятие и освоения мира, воспитание художественного вкуса, потребности ориентироваться на непреходящие духовные ценности народного искусства. Поэтому в программе предоставлены разные системы, разные типы творчества: и профессиональное искусство, и народное искусство. Первооснова данного курса – образ художественной вещи, созданной руками народных мастеров.
Одним из действенных путей развития творческого начала личности является овладение приемами художественной деятельности на основе принципов народного искусства: повтора, вариаций, импровизации. Поэтому программу включена система задач, связанных с особенностями народного коллективного творчества. Поворот и вариации рассматриваются как необходимые условие эстетического воспитания и развития творчества учащихся.
Содержание нового учебного интегрированного курса поможет существенно приблизить детей к традиционной культуре своего народа, дать им представление о красоте и роли орнамента, о силе и значимости народной культуры в целом. Это содержание, вводимое в рамки постоянных разделов «основы художественного изображения», в то же время постоянно варьируется и обогащается: меняются материалы, с которыми работают дети, меняются виды деятельности, которые изучают на уроке. Все это активизирует интерес младших школьников к образной системе познания мира, закодированной в знаковой системе народного искусства.
Образование, педагогика, воспитание:
Организация учебного процесса в традиционном направлении отечественной
методики
Традиционная методика, принимая за лингвистические основы неофилологическую теорию речевой деятельности Л.В. Щербы, предполагает выявление условий и способов организации учебного процесса с позиции функционального социолингвистического подхода, определяемого этой теорией. Неофилологическая теория р ...
Генезис стиля
Предпосылки существования объективированных стилей создаются в процессе развития деятельности, отчуждения ее результатов, продуктов, средств от производителя. Условным началом формирования индивидуального стиля можно считать вступление субъекта в деятельность. Сразу же, еще до сколько-нибудь полног ...
Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория
Познание изучается рядом научных дисциплин. Эталоны и нормы познания, их соответствие познаваемой реальности, достоверность и недостоверность познания, взаимоотношение познания и иных форм отношения человека к миру (религии, морали, искусства) изучаются в специальном разделе философии – теории позн ...