Ребенку с нарушенным слухом, поступающему в школу, необходим запас представлений и знаний о различных явлениях окружающего мира: о предметах и их назначении; природе; жизни людей, сферах их занятости, характере их взаимоотношений, нормах поведения. Важно качество этих представлений и знаний, их правильность, обобщенность. Складывающиеся в дошкольном возрасте представления, отражающие разные области действительности, помогут ребенку подойти в школе к изучению разных предметов. Познание различных сторон действительности происходит в ходе широкого ознакомления с окружающим миром, при развитии трудовых умений, возможностей отражения и уточнения усвоенного опыта через игру, рисование, конструирование. Систематизация знаний о разных сторонах действительности, их углубление, как правило, требуют проведения специальных занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, математике. В подготовительных группах, где особенно большое значение придается систематизации и обобщению знаний детей, важное место занимает информация о различных общественных и социальных явлениях, о взаимоотношениях людей, отношениях детей и взрослых, что очень ценно для развития познавательной активности детей, формирования мотивации учения в школе.
Подготовка глухого или слабослышащего дошкольника к обучению в школе связана с формированием речи и общения, что составляет одну из наиболее специфических черт в системе школьной готовности детей данной категории. Речевая готовность к школе — итог работы по формированию речи и развитию ее как средства общения в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Наиболее важным аспектом речевого развития плохослышащего ребенка в плане готовности к школьному обучению следует считать сформированность навыков общения со взрослыми и детьми. При овладении различными типами коммуникативных высказываний важнее всего учить детей вступать в общение со знакомыми и новыми для них людьми: отвечать на вопросы в связи с разными бытовыми, практическими ситуациями, задавать вопросы, уметь выражать свои просьбы, желания и т. д. Однако недостаточно овладеть только навыками разговорно-обиходной речи. Для общения важно понимание норм речевого этикета и взаимоотношения общающихся партнеров. Поэтому в быту, в играх, на различных тематических занятиях детям нужно демонстрировать нормы речевого этикета: как следует что-то попросить; как обратиться к незнакомым и знакомым людям; извиниться, поблагодарить и т. д. Эти речевые умения формируются в соответствии с программой по развитию речи. Однако следует активизировать их во всех видах детской деятельности. Согласовывая эту работу с родителями, нужно подчеркивать значимость ее в семье, в ситуациях, выходящих за пределы дошкольного учреждения и дома: в транспорте, на улице, в магазине.
Возможности устной коммуникации глухих и слабослышащих детей требуют формирования навыков слухо-зрительного восприятия речи, поэтому этот вид речевой деятельности должен занимать большое место в работе по развитию речи, в том числе на индивидуальных занятиях по произношению. Для полноценного участия в общении речь ребенка со сниженным слухом должна быть достаточно разборчивой, понятной для окружающих. Эта задача реализуется прежде всего на индивидуальных занятиях, материалом которых в первую очередь должны быть фразы и слова, обслуживающие потребности коммуникации.
Еще одним важным аспектом речевой подготовленности дошкольника с нарушенным слухом к школе является развитие навыков связного высказывания, так как обучение в первом классе потребует от ребенка умения рассказать о своей деятельности, последовательно выразить впечатления от увиденного в театре, на празднике. Поэтому в старшей и подготовительной группе внимание уделяется умению строить связные высказывания по различной тематике в виде рассказа, описания.
Для детей с нарушениями слуха в силу особенностей речевого развития важное значение придается овладению чтением, К моменту перехода в школу глухие и слабослышащие дети должны уметь читать и понимать небольшие тексты по знакомой тематике, что предусмотрено программами по развитию речи. Чтение в дошкольном возрасте рассматривается как средство развития речи, условие формирования словаря и навыков связной речи. Важно не только овладение техникой чтения, но и осознанное восприятие текста, умение осмыслить и передать содержание в ответах на вопросы, отразить в рисунке, демонстрации действий. Формальное овладение техникой чтения, особенно устно-дактильного, без понимания содержания читаемого, вредно, так как формирует привычку неосмысленного чтения.
Таким образом, готовность к школьному обучению детей с нарушениями слуха не может быть обеспечена только в результате формирования некоторых навыков и умений, тренировки в выполнении ряда заданий при усилении работы в подготовительных группах. Она формируется только в результате реализации всей системы коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении.
Образование, педагогика, воспитание:
Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Дейс ...
Игры, развивающие силу голоса и темп речи
Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения. Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или ...
Особенности обучения младших школьников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде в ...