Золотая педагогика

Содержание подготовки детей к школе

Страница 5

Ребенку с нарушенным слухом, поступающему в школу, необходим запас представлений и знаний о различных явлениях окружающего мира: о предметах и их назначении; природе; жизни людей, сферах их занятости, характере их взаимоотношений, нормах поведения. Важно качество этих представлений и знаний, их правильность, обобщенность. Складывающиеся в дошкольном возрасте представления, отражающие разные области действительности, помогут ребенку подойти в школе к изучению разных предметов. Познание различных сторон действительности происходит в ходе широкого ознакомления с окружающим миром, при развитии трудовых умений, возможностей отражения и уточнения усвоенного опыта через игру, рисование, конструирование. Систематизация знаний о разных сторонах действительности, их углубление, как правило, требуют проведения специальных занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, математике. В подготовительных группах, где особенно большое значение придается систематизации и обобщению знаний детей, важное место занимает информация о различных общественных и социальных явлениях, о взаимоотношениях людей, отношениях детей и взрослых, что очень ценно для развития познавательной активности детей, формирования мотивации учения в школе.

Подготовка глухого или слабослышащего дошкольника к обучению в школе связана с формированием речи и общения, что составляет одну из наиболее специфических черт в системе школьной готовности детей данной категории. Речевая готовность к школе — итог работы по формированию речи и развитию ее как средства общения в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Наиболее важным аспектом речевого развития плохослышащего ребенка в плане готовности к школьному обучению следует считать сформированность навыков общения со взрослыми и детьми. При овладении различными типами коммуникативных высказываний важнее всего учить детей вступать в общение со знакомыми и новыми для них людьми: отвечать на вопросы в связи с разными бытовыми, практическими ситуациями, задавать вопросы, уметь выражать свои просьбы, желания и т. д. Однако недостаточно овладеть только навыками разговорно-обиходной речи. Для общения важно понимание норм речевого этикета и взаимоотношения общающихся партнеров. Поэтому в быту, в играх, на различных тематических занятиях детям нужно демонстрировать нормы речевого этикета: как следует что-то попросить; как обратиться к незнакомым и знакомым людям; извиниться, поблагодарить и т. д. Эти речевые умения формируются в соответствии с программой по развитию речи. Однако следует активизировать их во всех видах детской деятельности. Согласовывая эту работу с родителями, нужно подчеркивать значимость ее в семье, в ситуациях, выходящих за пределы дошкольного учреждения и дома: в транспорте, на улице, в магазине.

Возможности устной коммуникации глухих и слабослышащих детей требуют формирования навыков слухо-зрительного восприятия речи, поэтому этот вид речевой деятельности должен занимать большое место в работе по развитию речи, в том числе на индивидуальных занятиях по произношению. Для полноценного участия в общении речь ребенка со сниженным слухом должна быть достаточно разборчивой, понятной для окружающих. Эта задача реализуется прежде всего на индивидуальных занятиях, материалом которых в первую очередь должны быть фразы и слова, обслуживающие потребности коммуникации.

Еще одним важным аспектом речевой подготовленности дошкольника с нарушенным слухом к школе является развитие навыков связного высказывания, так как обучение в первом классе потребует от ребенка умения рассказать о своей деятельности, последовательно выразить впечатления от увиденного в театре, на празднике. Поэтому в старшей и подготовительной группе внимание уделяется умению строить связные высказывания по различной тематике в виде рассказа, описания.

Для детей с нарушениями слуха в силу особенностей речевого развития важное значение придается овладению чтением, К моменту перехода в школу глухие и слабослышащие дети должны уметь читать и понимать небольшие тексты по знакомой тематике, что предусмотрено программами по развитию речи. Чтение в дошкольном возрасте рассматривается как средство развития речи, условие формирования словаря и навыков связной речи. Важно не только овладение техникой чтения, но и осознанное восприятие текста, умение осмыслить и передать содержание в ответах на вопросы, отразить в рисунке, демонстрации действий. Формальное овладение техникой чтения, особенно устно-дактильного, без понимания содержания читаемого, вредно, так как формирует привычку неосмысленного чтения.

Таким образом, готовность к школьному обучению детей с нарушениями слуха не может быть обеспечена только в результате формирования некоторых навыков и умений, тренировки в выполнении ряда заданий при усилении работы в подготовительных группах. Она формируется только в результате реализации всей системы коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Сущность понятия урок в современном ракурсе
В данной главе рассматривается и анализируется современный урок истории. Здесь автор анализирует сущность самого понятия урок, рассматривает проблемы связанные со структурой, типом и классификацией современного урока истории. Значительное место в данной главе уделяется проблеме подготовке учителя к ...

Почленное дифференцирование функциональных рядов
Теорема 7. Пусть последовательность функций , непрерывно дифференцируемых на , и последовательность их производных равномерно сходятся на , тогда предел последовательности непрерывно дифференцируемых функций , т.е. , непрерывно дифференцируем на указанном отрезке и верно равенство: или . Доказатель ...

Методические рекомендации по теме: "Ознакомление с основами правового сознания детей дошкольного возраста"
Центральное место отводится работе по формированию правового сознания у детей путем ознакомления их с ближайшим окружением. Обучение может строится по принципу постепенного движения от самого "Я" до окружающего мира. Темы ознакомления детей с основами правового сознания Младший дошкольный ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru