В современной школе значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемых учителем в учебно-воспитательной работе. Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования в школе наглядных пособий, соответствующих уровню развития науки и техники. Повышение качества преподавания тесно связано с коренным совершенствованием его методики, что в свою очередь зависит и от применения на уроках учителем видеометода с широким комплексом технических средств обучения.
Содержание и форма видеоматериалов оказывают непосредственное влияние на ход и структуру учебного процесса. Совершенно очевидно, что с включением в урок видеометода меняются формы работы на всех его этапах.
Покажем лишь некоторые возможные варианты использования фильмов (передач) на этапе изложения новой учебной информации: 1) просмотр фильма (передачи) с последующей беседой и решением задач (упражнением); 2) фрагментарный (пошаговый) просмотр (прослушивание) передачи в сочетании с решением задач или выполнением упражнений; 3) просмотр фильма (передачи) в сочетании с демонстрационными экспериментами, лабораторной работой; 4) лекция с включением фрагмента фильма (передачи); 5) телевизионная (кино) экскурсия; 6) просмотр телекинорепортажа из лаборатории учёного, цеха, завода, музея; 7) просмотр фильма (передачи) после установочной беседы со специальным заданием (выделить вопрос, линию, найти обоснование или доказательство гипотезы, рассмотреть проблему и т.п).
Эмоциональный подъём, вызванный фильмом (передачей), побуждает школьников к поиску дополнительных материалов, приобретению новых знаний. Творческие работы по материалам кино, радио- и телепередач отличаются высоким уровнем самостоятельности.
При проверке знаний также широко применяются видеоматериалы. Назовём возможные виды работ на этом этапе урока: 1) коллективный комментарий учебного фильма (передачи); 2) комментирование (индивидуальное или коллективное) немого фильма; 3) составление субтитров для фильма; 4) расцвечивание кадров чёрно-белого фильма (передачи); 5) пересказ содержания внеклассной передачи и изучаемого в классе материала; 6) комментирование параграфа учебника с учётом просмотренного фильма (передачи) и т. п.
Беседа после просмотра фильма должна помочь учащимся выделить главное, «направить» их память, наметить путь переработки информации.
Как мы видим, использование видеометода меняет характер работы учителя в классе на всех этапах урока. Сочетая на уроке фильмы и звукозапись, телепередачу и фильм и т. д., учитель может поставить класс перед новой, необычной задачей, решение которой по-иному группирует известные школьникам явления, заставляет пересмотреть свои оценки, соображения. В этом отношении особенно интересны варианты сопоставления фактов с новой формой их изложения, интерпретацией.
Дальнейшее внедрение видеометода породит, бесспорно, множество новых разнообразных форм работы в классе. Необходимо, однако, учесть одно обстоятельство, что кино, телевидение, радио имеют свой «язык», знать который обязательно для глубокого и точного понимания содержания фильма (передачи). Необходимо учить ребят понимать смысл панорамы, крупного плана, обратного хода времени, двойной экспозиции, некоторые основные законы монтажа и т. п. Не понимая языка экранно-звуковых средств, школьники не смогут связать эмоциональное с логическим, чувственный образ и научную абстракцию, не научатся думать с помощью образов кино и телевидения.
Уроки литературы открывают немало возможностей для обучения, например, языку кино: задания по составлению сценариев или сценарного плана и т. п. Однако такого рода задания должны быть не самоцелью, а определяться учебной задачей – раскрыть особенности данного произведения, стиля писателя и т. п.
Образование, педагогика, воспитание:
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушением интеллекта
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...
Структура педагогического мастерства
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств лич ...
Методика чтения сказок в коррекционной школе
Сказка — наиболее любимый для всех детей жанр. Занимательность сюжета, последовательность его развития, четкость и определенность характеров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания сказки даже учащимися специальной школы. В сказке заложена огромная воспитатель ...