Как он вначале реагирует на жалобу Хрюкина?
Найдите в речи слова Очумелова, которые свидетельствуют о том, что он — представитель власти. Обратите внимание на его тон и бесконечное «яканье».
Прочитайте первый монолог Очумелова. Передайте при чтении его самомнение, начальственно-повелительную интонацию.
Что полностью изменяет поведение Очумелова? Почему ему вдруг становится жарко?
Какая интонация появляется в его речи? Какие слова он употребляет теперь? Найдите их в тексте.
Прочитайте вторую речь Очумелова. Передайте при чтении умиленно-ласковую интонацию по отношению к собаке генерала, грубость, относящуюся к Хрюкину.
Объясните значение слова цигарка и выражения мировой рассудит.
Расскажите, как обращался Хрюкин со щенком. Как характеризует это Хрюкина? Как поступки этого персонажа сопоставляются с его фамилией?
5. Чтение по ролям первой части рассказа.
6. Задание на дом: прочитать вторую часть, выделить незна- -комые слова.
На следующем уроке вторую часть рассказа читают ученики, умеющие читать достаточно бегло и выразительно.
Коллективно разбираются слова, выделенные школьниками как непонятные.
Продолжается анализ поведения Очумелова. Отмечается появление угодливо-льстивой интонации при упоминании генерала Жигалова и его брата, выясняется, как это характеризует Очумелова. Обращается внимание на шинель, устанавливается причина озноба, который охватывает надзирателя. Отыскиваются слова, обращенные к Хрюкину. Проводится сравнение этих слов с теми, что он говорил золотых дел мастеру вначале. Делается вывод о проявлениях грубости, унижения достоинства человека в тех случаях, когда это ничем не грозит самому Очумелову, конкретизируется понятие хамелеонства применительно к Очумелову. Школьников подводят к выводу, что страшно, когда дело разбирается не по правде и совести, а в зависимости от того, какая у человека должность, богат он или беден. Выясняется, почему этот рассказ считается сатирическим.
При наличии диафильма текст прочитывается еще раз с титров, но уже по ролям. Идет озвучивание диафильма.
Вторая по сложности группа рассказов — с пропуском в развитии сюжета, логического звена или с изменением временного плана изложения событий. Эти рассказы очень часто воспринимаются учениками коррекционной школы разорванно, фрагментарно.
«Умственно отсталые дети, — отмечает В.Я. Василевская, — как бы ломают структуру текста, рассказ распадается на составные конкретные ситуации, от понимания которых нельзя перейти к пониманию целого».
Кроме выявления смысловых связей, основной мысли, которое необходимо при анализе всех рассказов, важно реализовывать еще одно методическое направление — помощи детям в установлении последовательности событий и, если надо, в поиске пропущенного звена.
Примером текста с разновременным описанием событий может служить рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» (6-й класс). Остановимся на примерной методике его изучения.
Учитель сообщает новую тему урока и просит по заглавию догадаться, о чем или о ком рассказ. Добившись от учеников ответа, что речь пойдет о зайце, педагог называет автора рассказа и делает короткое сообщение о творчестве К.Г. Паустовского, о его любви к природе, к людям, которые умеют ее ценить и беречь, говорит, что именно этой теме посвящены многие рассказы писателя.
Прежде чем приступить к чтению, педагог выясняет, знают ли дети значение слова ветеринар. Учитель читает первую часть рассказа, затем спрашивает, что случилось с зайцем, какое чувство к маленькому зверьку вызывает рассказ и были ли ученики правы, определив по заглавию содержание.
Поскольку текст написан доступным для шестиклассников языком, словарная работа не проводится. Школьники сразу приступают к чтению текста. Так как в первой главе дается наиболее полное описание зайца, учитель предлагает школьникам в процессе чтения выделять те предложения, которые посвящены зверьку. По мере выделения предложений о зайце на доске размещают заранее приготовленные плакаты с текстом. Например:
Образование, педагогика, воспитание:
Способность к обучению в школе
Диагностика исследования интеллектуальной готовности детей к школе проводилась с детьми старшей группы д/с 104 г. Твери. Детский сад № 104 Муниципальное образовательное учреждение, имеет 2 категорию развивающего типа. Работает по программе «Радуга», 12 групп. Работа осуществляется по оздоровительно ...
Факторы становления имиджа педагога
Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. Как и любая деятельность, деятельность по созданию имиджа начинается с мотива, движущей силой формирования имиджа, и определяется им. В основе деяте ...
Характеристика задач музыкального образования и проблема оценки результатов
Основными задачами музыкального воспитания являются следующие (Радынова О.П.): развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности; сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей д ...