Золотая педагогика

Чтение и анализ рассказов в школе для слабослышащих учащихся

Страница 6

6. Анализ прочитанной части рассказа. Не следует совмещать чтение текста по абзацам с их разбором из-за все того же своеобразия структуры рассказа: постоянно меняющихся времени и места действия. Анализ этой части текста может сопровождаться выполнением детьми следующих заданий. Ответьте на вопросы:

• Сколько лет было мальчику, когда его отдали в учение к сапожнику?

• Были ли у него родные?

• Что он делал у сапожника?

• Учили ли его ремеслу?

• Как относились к Ваньке его хозяева?

• Чему учили его подмастерья?

Найдите в тексте место, где рассказывается, как Ванька готовился писать письмо. В спокойной ли обстановке он это делал? Обоснуйте свой ответ.

Расскажите, о чем просит Ванька своего дедушку и что ему обещает.

Скажите, что именно вспоминает мальчик о своем деде. Прочитайте еще раз это место (выясняются значения слов тулуп, колотушка, кухарка, балагурит).

Найдите в письме Ваньки предложения, в которых выражено полное отчаяние мальчика от жизни у сапожника (дети выбирают соответствующие предложения, учитель помогает им, вывешивая таблички с написанным текстом):

« .Возьми меня отсюда домой . нету никакой возможности».

« .Увези меня отсюда, а то помру».

7. Вывод о том, что учащиеся узнали о судьбе Ваньки.

8. Задание на дом: читать на уроке проработанный текст, уметь рассказывать о жизни Ваньки у сапожника.

На втором уроке проверку домашнего задания можно проводить, прибегнув к повторному показу некоторых кадров диафильма, к которым школьники дают комментарии (например, жизнь Ваньки у сапожника Аляхина).

Далее ученики приступают к чтению следующей части рассказа, объясняют слова, к которым даны сноски, и разбирают эту часть текста по заданиям учителя.

Ответьте, где жил Ванька вместе с матерью?

Найдите в рассказе отрывки, показывающие, как относилась к Ваньке барышня Ольга, Игнатьевна.

Скажите, что сделали господа с Ванькой после смерти матери? :-м Ответьте, почему барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки, не защитила его?

Почему дедушка не смог оставить внука у себя?

Прочитайте еще раз адрес, который Ванька написал на конверте. Дойдет ли такое письмо до деда?

Представьте себе; что дедушка получил письмо внука. Смог бы он выполнить просьбу Ваньки? Почему вы так думаете?

Прочитайте те места из письма Ваньки, где говорится о его жизни у сапожника.

Вчера мы с вами выписывали предложения, в которых Ванька рассказывал об ужасе своей жизни (предложения вывешивают снова). Что он еще говорит о своей жизни у сапожника? (Дети находят это предложение в тексте второй части.) На доску помещают новый плакат со словами: «Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой».

Теперь прочитайте те места из воспоминаний мальчика о жизни в деревне, когда ему было особенно весело и радостно. (Учитель обращает внимание детей на то, как поддерживается это состояние природой).

Почему жизнь в деревне представлялась Ваньке такой беззаботной и светлой? Была ли она на самом деле такой?

Замените выделенные слова близкими по значению. (Учащиеся подбирают синонимы для словосочетаний юркий старикашка, тощенький старикашка, просторный тулуп, погода великолепная, веселое время.)

В заключение ученикам предлагают спрогнозировать дальнейшую жизнь Ваньки.

Третья группа рассказов, в которых заключено противоречие между внешним конкретным содержанием и внутренним смыслом, как уже говорилось ранее, представляет большую сложность для учащихся. Особенно это касается школьников младших классов. Дети, воспринимая доступное для них содержание, ориентируются только на внешнюю сторону описываемых событий и в большинстве своем оказываются не в состоянии осмыслить подтекст произведения, вникнуть в замысел автора. Так, читая рассказ В.А. Осеевой «Сыновья», третьеклассники правильно отвечают на вопросы, чем были заняты женщины, что делали их сыновья, но не понимают, почему старик увидел только одного сына. В результате содержание рассказа в целом усваивается неверно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Омонимы в русском языке
В лексической системе русского языка есть слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Такие слова называют лексическими омонимами, а звуковое и грамматическое совпадение языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом называется омонимией. (Гр. – homos – оди ...

Разработка урока по истории средних веков с использованием наглядного метода обучения
Тема урока: Открытие Америки и морского пути в Индию. Цель урока: познакомить учащихся с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением. Задачи: 1. Образовательная: Изучить экспедицию Ф. Магеллана, Васко да Гамы, Хр. Колумба. 2. Развивающая: развивать умение работы с текст ...

Коммуникативно-прагматическая модель обучения английскому языку
Формирование межкультурной компетенции – это один из самых актуальных вопросов современной российской теории и практики обучения иностранному языку, так как выступает одной из важнейших целей мультикультурного образования и предусматривает наличие: –достаточной информированности о культурной специф ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru