Золотая педагогика

Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплин и в кружковой работе

Другое о педагогике » Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплин и в кружковой работе

Страница 2

Задачи на перенесение принципа действия с одной конструкции на другую требуют от учащихся умения использовать готовые элементы техники, изменять размеры деталей, а иногда и их конструкцию применительно к новым условиям работы. Следовательно, постановка таких задач целесообразна в процессе конструирования и изготовления любого объекта. Практика работы подтверждает, что задачи на выполнения недостающего звена в конструкции вполне доступны учащимися. Они не взывают трудностей, так как имеющиеся звенья конструкции, с одной стороны, подсказывают решение, а с другой - дают простор для поиска собственного варианта.

При проектировании схематически заданной конструкции учащимися необходимо дополнительные данные по типовым деталям машин. Механизмов передач, кинематическим парам и т.д. При конструктирование по собственному замыслу руководитель должен помочь учащимся разработать общие рационализаторские решения с последующем воплощением их в объектах.

Разработка конструктивного варианта приспособления (а также инструмента, технологического процесса и т.п.) может осуществляться в двух направлениях. Руководитель предлагает учащимся:

1. Рассмотреть несколько конструктивных решений аналогичных приспособлений и коллективно определить вариант конструкции, наиболее полно соответствующей функциональному назначению приспособления;

2. вспомнить различные конструктивные решения приспособлений, с которыми они встречались на практике, и изобразить собственный вариант в графической форме.

3. Практика показала, что второй вариант дает наилучшие результаты, так, как, конструктируя знакомые изделия, учащиеся хорошо знают их назначение и условия работы. Представленные учащимися решения руководитель группируют по вариантам, и предлагает им коллективно обсудить их достоинства и недостатки.

4. В ходе обсуждения следует заострить внимание на соответствии конструкции функциональному назначению и условиям эксплуатации, необходимости учитывать форму и материал деталей, способы их соединения, красоту внешнего вида изделий. Анализ достоинств и недостатков каждой конструкции вырабатывает у учащихся критический подход к конструированию, формирует умения и навыки. В ходе обсуждения недостающие данные. Затем учащиеся приступают к составлению технического задания.

После ознакомления с несколькими конструктивными решениями, обсуждения их достоинств и недостатков, составления принципиальной схемы конструкции, вычеркивания эскизов и рабочих чертежей деталей руководитель предлагает начать подготовку к изготовлению приспособления. Для этого учащиеся должны составить последовательное описание операций на изготовление порученных ему деталей. После согласования последовательности обработки с руководителем учащемуся предлагается заполнить технологическую карту.

В техническом творчестве учащиеся эта изготовления имеет весьма существенное значение, так как объективное заключение о действительной рациональности конструируемого приспособления можно сделать лишь тогда, когда оно будет изготовлено, собрано и испытано. При этом изготовление конструкции, разработанной самим учащимся, формирует у него ясное представление о связи конструирования с требованиями технологии. Наряду с этим в процессе изготовления самостоятельно сконструированного объекта учащиеся сталкиваются с необходимостью оперативно разрешить затруднения, возникающие из-за отсутствия предусмотренных чертежами материалов и заготовок, запланированных для изготовления инструментов и оборудования. Кроме того, в процессе изготовления конструкции у учащихся формируются профессиональные навыки и умения.

Определенный вклад в развития творчества и рационализаторской деятельности учащихся вносит также и теоретическое обучение, в частности занятия по спецтехнологиям. На уроках спецтехнологии, и в процессе производственного обучения преподаватели и мастера далеко не всегда используют проблемный метод обучения. Вместе с тем решение проблемы предполагает выход из затруднения, в результате чего усваиваются новые технические знаний, умения и навыки, формируются волевые качества личности - целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и др.

Применение проблемного метода в обучении во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, от его квалификации. Однако как бы ни было мастерство педагога, основ значительной мере зависит от оснащенности кабинета спецтехнологии необходимым оборудованием и техническими средствами обучения. В недостаточно оснащенном кабинете невозможно дать учащимся знания основ современной техники и технологии, которые необходимо не только для сознательного и прочного овладения профессий, но и для последующего повышения производственной квалификации. Кабинет спецтехнологии - это не только учебное помещение, в котором проводиться теоретические занятия; это своего рода лаборатория, в которой учащиеся впервые открывают тайны науки и техники, приобщаются к процессу создания, творчеству. Здесь в полной мере раскрываются способности учащихся, формируется интерес к профессии.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Индивидуальные особенности двигательной активности
Раскрывая закономерности двигательного поведения детей, нельзя не остановиться (хотя бы кратко) на индивидуальных особенностях проявления суточной двигательной активности. Доказано, что на формирование индивидуальных особенностей (способностей, характера, формы поведения, в том числе двигательного) ...

Исследования современных методик обучения английскому языку как второму иностранному
Выдвижение иноязычной культуры в качестве цели обучения вызвало появление вопроса о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективным и рациональным способом. Тогда коллектив кафедры обучения иностранным языкам Липецкого государ ...

Опытно-практическая работа с детьми
Уроки изобразительного искусства – это особые уроки и требования к ним особые. Они должны строиться по законам искусства. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в осмысленной творческой деятельности – это первые шаги в «Храм искусства». Школьный учитель должен тонко чувствовать ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru