Рабочее место преподавателя должно оборудовано так, чтобы обеспечить четкую, продуктивную работу с учащимися. Подробно останавливаясь на описании кабинета по спецтехнологии, покажем, в каких условиях и в определенной мере в создании таких условий максимально реализуются возможности использования спецтехнологии для развития технического творчества, формирование творческих качеств личности будущих рабочих.
К таким возможностям можно отнести:
- привлечение учащихся к разработке и изготовлению учебно - наглядных пособий и их последующее использование в учебном процессе (плакаты, чертежи, схемы, технологические карты, образцы работ, инструменты, приспособления, схемы механизмов, станков)
- выполнение зданий, предполагающих самостоятельную работу учащихся с учебной и специально подобранной технической литературой;
- организация лабораторный работ с проблемными заданиями;
- анализ передовых методов труда новаторов производства;
- решение задач, связанных с организацией труда, рационализаторской технологических процессов и конструирование в этих целях различных приспособлений;
- организация внеклассных технических занятий (проведение конференций, олимпиад, выпуск газет).
Использование технического оснащения кабинета сецтехнологии расширяет диапазон и обогащает возможности применения проблемного метода обучения, установления органических связей знаний по спецтехнологии с профессией.
Добиваясь того, чтобы они в полной мере осознали необходимость теоретических занятий в своей будущей работе, приучились к мыслительным операциям по сравнению и нахождению ошибок, что в значительной степени способствует развитию технического мышления подготавливаемых рабочих.
Работа по развитию технического творчества осуществляется на основе единого перспективного плана, составляемого с учетом планов работы предметных кружков и кружков технического творчества, которые разрабатываются преподавателем, мастерами производственного обучения.
Организацией и руководством техническим творчеством учащихся, пропагандой знаний занимается училищный совет по техническому творчеству, в состав которого входит: заместитель директора по учебно-производственной работе мастера производственного обучения, преподаватели спецтехнологии. Председатель методической комиссии, а также учащиеся, активно участвующие в техническом творчестве училища.
В это план включаются вопросы, связанные с развитием технического творчества, рационализацией. Изобретательством, а также с необходимостью совершенствования всего учебно-воспитательного процесса, внедрения элементов научной организации труда в деятельности педагогов. Поэтому одно из важных звеньев в работе – разработка конкретных мероприятий, реализация которых должна стать неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса . Эти мероприятия ежегодно следует расширять и углублять с учетом современного уровня развития техники. При определении мероприятий и составления плана учитывается конкретные условия каждого училища. Профиль изучаемых профессий, уровень инженерно-педагогических работников. Вместе с тем, следует учитывать целый ряд универсальных вопросов, которые целесообразно отражать в плане училища.
План состоит из двух разделов. Мероприятия первого раздела связаны с научно- технической информацией, а также с совместной деятельностью учащихся с инженерно-педагогическими работниками по техническому творчеству, мероприятия второго отражают специфическую направленность на развитие рационализаторства и изобретательства.
Как свидетельствует опыт педагогической практики, в нашем училище накоплен положительный опыт по формированию у учащихся развития технического творчества и творческого мышления и творческого отношения к решению задач. У нас есть специальные разработанные программы и методические рекомендации по развитию технического творчества учащихся, в то время эта работа должна стать органической частью всего учебного процесса. На основании изучения и обобщения передового опыта работы по техническому творчеству можно предложить еще несколько требований и рекомендаций для руководителей кружков и мастеров производственного обучения, направленных на повышение эффективности организации технического творчества и рационализаторской деятельности учащихся.
1. Учебно-воспитательный процесс должен воедино слить высокопроизводительный труд учащихся, овладение рабочей профессией, развитие элементов технического творчества и формирование добросовестного отношения к труду. Материал по производственному обучению и специальной технологии, ориентирующей мастера и преподавателя на развитие технического творчества в учебном процессе, должен стать составной частью профессиональной подготовки учащихся.
Образование, педагогика, воспитание:
Психологические и психофизиологические особенности
младших школьников
Тенденции развития психологических свойств такова: от большей слабости и инертности нервной системы в раннем возрасте к увеличению ее выносливости и подвижности по мере взросления. Это означает, что младшие школьники, особенно первоклассники, быстро достигают предела работоспособности, в очень мало ...
Игры и упражнения для сенсорного развития
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст ...
Методические рекомендации по проведению
практических занятий
Концепция целенаправленного развития у студентов готовности к самообразованию приводит к тому, что самостоятельная деятельность студентов, управляемая и организуемая, тесно смыкается с образованием, которое является составной и закономерной частью целостной ситемы учебно-воспитательной работы. В ра ...