Золотая педагогика

Классификация педагогических игр

Как уже было сказано выше, педагогическая игра отличается чёткостью постановки цели и соответствующим ей педагогическим результатом. Так же педагогическая игра имеет свою классификацию, которую мы рассмотрим в данной работе.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Приведем классификационные параметры игровых технологий:

1. По уровню применения: все уровни.

2. По философской основе: приспосабливающиеся.

3. По основному фактору развития: психогенные.

4. По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

5. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +СДП.

6. По характеру содержания: все виды + проникающие.

7. По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

8. По организационным формам: все формы.

9. По подходу к ребенку: свободное воспитание.

10. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

11. По направлению модернизации: активизация.

12. По категории обучаемых: массовые, все категории.

Остановимся на спектре целевых ориентаций игры.

Дидактические игры направлены на расширение кругозора, познавательную деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие – на воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие – на развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие – на приобщение к нормам и ценностям общества; адаптацию к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляцию; обучение общению; психотерапию.

Таким образом, педагогическая игра имеет свою классификацию и отличается чёткостью постановки цели. Игры делятся по виду деятельности, по характеру педагогического процесса и в зависимости от игровой среды. Помимо этого существуют классификационные параметры игровых технологий, которые включают ряд пунктов. В зависимости от типологии каждая игра имеет свой спектр целевых ориентаций.

Образование, педагогика, воспитание:

Цели образования и структурные элементы содержания общего образования
В Концепции модернизации российского образования до 2020 года, исходя из роли образования в развитии российского общества, тенденции мирового развития, определяются, новые социальные требования к системе образования в России. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравст ...

Старший этап обучения
На старшем этапе обучения можно также воспользоваться приемами работы с аутентичным текстом, которые характерны начальному и среднему этапам. Но весьма важно учитывать особенности именно старшего этапа при подборе необходимых заданий и упражнений. Поскольку главной целью обучения является подготовк ...

Игры и упражнения для развития речи и ознакомления с окружающим
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и на ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru