Золотая педагогика

Типы современного урока истории

Другое о педагогике » Урок истории, как учебное занятие » Типы современного урока истории

Страница 1

В современной педагогической науке выделяют следующие наиболее общепринятые типы уроков:

уроки новых знаний;

уроки анализа и синтеза знаний;

уроки формирования навыков и умений;

уроки диагностики знаний, навыков и умений.

Рассмотрим каждый из типов занятий и входящие в них формы и виды уроков.

1. Уроки новых знаний. Как правило, такие уроки имеют форму лекций:

повествовательного характера (рассказ в младших классах);

диалогического характера;

информативно-диалогического характера (беседа в младших и средних классах);

проблемного характера (в средних, но в основном в старших классах).

Новые знания привносятся учителем и приобретаются учащимися на всех других типах уроков, но в меньшем объеме и с меньшим коэффициентом тематической новизны (на экскурсиях, в ходе лабораторных занятий, при отработке хрестоматийной и другой исторической литературы и т. д.).

2. Уроки анализа и синтеза. (Анализ - метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы, противоположные синтезу - методу научного исследования, состоящему в изучении предмета, явления, в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей; противоположных анализу).

На уроках анализа и синтеза осуществляется рассмотрение и обобщение исторических знаний, полученных на лекциях и в часы самостоятельной работы учащихся. Отдельные уроки данного типа посвящены закреплению знаний. Такие уроки обязательны во всех классах, но особенно актуальны они в 5-7 классах, когда у подростков еще недостаточно устойчивая память. На уроках закрепления знаний не только повторяются изученные темы, но и систематизируются, обобщаются, расширяются и детализируются уже имеющиеся знания.

Первая часть такого занятия может проводиться в компьютерном классе. Выявив через отработку контролирующей программы объем и глубину сохранившихся у учащихся знаний, учитель организует процесс их наращивания, устного или письменного повторения и закрепления. Задача выявления уровня знаний учащихся при отсутствии компьютерной техники решается с помощью тестирования или короткой письменной летучки. Одним из видов уроков анализа и синтеза являются уроки межпредметных связей. В принципе межпредметные связи осуществляются практически на всех занятиях Обществознание, география, астрономия, химия, математика и т. д. - все они связаны с историей, в первую очередь уже потому, что вошедшие в нее личности были не только политиками и полководцами, они представляли все сферы жизнедеятельности государства и человека. Кроме того, многим ученым естественных и точных наук не были чужды история, внутренняя и внешняя политика, экономика и т. д. У них имелись труды, непосредственно и прямо относящиеся к истории и политике. Достаточно вспомнить письмо Л.Н.Толстого Николаю II "Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им", "Заветные мысли" химика Д.И.Менделеева об устройстве России, письмо физиолога И.П.Павлова председателю Совета народных комиссаров В.М.Молотову о демократии в СССР и т.д.

Перечисление и частичное раскрытие сущности уроков анализа и синтеза не ограничивает творчество учителя. Современная методическая палитра позволяет созидательно работающей личности осуществить десятки комбинаций и выработать наиболее оптимальные с точки зрения пользы и интереса виды учебных занятий на уроках данного типа.

3. Уроки формирования навыков и умений. Учащиеся, усвоившие определенный, даже полный объем исторических знаний в соответствии с программой, чаще всего не знают, куда и как их применить в дальнейшей учебе, к жизни и в жизни. Поскольку проблема формирования навыков и умений очевидна, целесообразно разобраться с их определениями и попытаться выяснить, что первично, а что вторично.

Чаще всего авторы учебных пособий по методике, не давая своего видения проблемы, предлагают альтернативу: с одной стороны, точка зрения С.Л.Рубинштейна, Е.Н. Кабановой-Меллер, З.А.Решетовой, В.П.Беспалько и других, которые считают, что умение предшествует навыку; согласно другой точке зрения (Н.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Л.Б. Ительсон, А.В. Барабанщиков и др.) умениям, особенно умениям широкого характера, всегда предшествует накопление знаний, поэтому они включают в себя в качестве звеньев специальные навыки.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Психологическая сущность мышления и его особенности
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Традиционные в психологической науке определения мыш ...

Порядок сдачи зачета по преддипломной практике
Практика завершается зачетом (с оценкой) на кафедре. Зачет должен быть сдан студентом в течение десяти дней с момента окончания практики. Комиссия, принимающая зачет, при выведении итоговой оценки руководствуется следующим: отзывом руководителя практики на предприятии (организа-ции); качеством отве ...

Методика формирования морфологического строя речи
Ученые-методисты рекомендуют учителям проводить работу над закреплением грамматических моделей систематически, на каждом уроке и обязательно включать в домашние задания во всех классах. Изучение грамматических форм чаще всего выделяется, как самостоятельная часть урока, но в некоторых случаях может ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru