Золотая педагогика

Характеристика диагностической программы исследования общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Другое о педагогике » Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры » Характеристика диагностической программы исследования общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам разработать диагностическую программу, направленную на выявление особенностей общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Разработанная нами диагностическая программа была использована на констатирующем и контрольном этапе формирующего эксперимента с целью констатации анализа качественных и количественных характеристик экспериментального изучения общения старших дошкольников со сверстниками.

Цель программы: выявить и проанализировать особенности общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

Задачи программы:

1.Изучить межличностные взаимоотношения в группе: определить статусное положение каждого ребёнка в группе, к которой он принадлежит; определить уровень благополучия взаимоотношений в группе; определить и выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные отношения детей; симпатии/антипатии; выявить характер отношения ребёнка к сверстнику.

2. Выявить и изучить особенности диалогического общения старших дошкольников:

- культура общения: умение вежливо общаться со сверстником, слушать и понимать собеседника, проявление внимания к сверстнику, обращение по имени, использование доброжелательного тона и форм речевого этикета в обращении к сверстнику, взаимопомощь, взаимоподдержка;

- изучение речевых коммуникативных навыков у старших дошкольников (умение договариваться друг с другом, решение проблемных ситуаций с приоритетом гуманных форм разрешения, владение речевыми оборотами для установления контакта, умение отвечать на вопросы, умение задавать вопросы в ходе диалога, умение слушать собеседника, умение своевременно вступать в диалог, умение завершать разговор)

3. Выявить и изучить уровни проявления эмпатии и эмоционального отношения к сверстнику (степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника; характер и степень выраженности сопереживания сверстнику)

На основе поставленных задач была разработана диагностическая программа предназначенная для детей старшего дошкольного возраста; в ней представлены методики, позволяющие получить данные количественного и качественного характера. Она строилась с ориентацией на следующие составляющие: цель экспериментального изучения, критерии оценки и описание методики.

Диагностическая программа состоит из шести методик и представлена в таблице 1.

Таблица 1 Диагностическая программа исследования общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

№ п\п

Название методики

Цель методики

Критерии оценки/ Исследуемые параметры

1.

Комплексное наблюдение за детьми в естественных условиях

Цель: Определение и изучение навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах: изучить особенности диалогического общения в специально организованных разговорах с детьми.

1. проявление внимания к сверстнику;

2. обращение по имени;

3. использование доброжелательного тона;

4.использование форм речевого этикета

2.

Методика "Угадай эмоцию"

(Урунтаева Г.А.)

Цель: изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

1.умение безошибочно называть эмоции, изображенные на картинках;

2.умение правильно характеризовать состояние человека, испытывающего указанную эмоцию;

3.умение аргументировать суждения, касающиеся настроения людей, дифференцировать их поступки, оценивать действия

3.

Социометрический анализ:

Методика "Капитан корабля";

Методика "Два дома";

Метод вербальных выборов

Цель: Определение и выявление взаимных избирательных отношений детей; определение статусного положения каждого ребёнка в группе, определение уровня благополучия взаимоотношений в группе

1.статусные категории:

I "предпочитаемые" ,

II "принятые" ,

III "непринятые" ,

IV "изолированные" ;

2. уровень благополучия взаимоотношений в группе;

3.взаимные избирательные отношения детей

4.

Включённое наблюдение в ходе проблемных ситуаций

Цель: Изучение характера эмоциональных проявлений детей во время решения проблем социально-этической направленности

1.степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника;

2.характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная, отрицательная, демонстративная 3.характер и степень выраженности сопереживания сверстнику

4.характер и степень проявления просоциальных форм поведения

5.

Методика "Изучение коммуникативных навыков" Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной

Цель: Изучение речевых коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах

1.умение договариваться, приходить к общему решению;

2.осуществление взаимного контроля по ходу выполнения деятельности;

3.отношение к результату деятельности, своему и партнера;

4.осуществление взаимопомощи;

5.рациональное использование средств деятельности (делиться карандашами во второй серии).

6.

Методика "Выявление уровня развития диалогического общения детей: Беседа по предложенной ситуации" (по Е.И.Радиной).

Цель: Изучить особенности диалогического общения в специально организованных разговорах с детьми

1. Доброжелательный тон общения – Недоброжелательный тон общения

2. Спокойный тон общения – Крикливый тон общения

3. Внимательны к речи собеседника – Невнимательны к речи собеседника

4. Не перебивают собеседника – Перебивают собеседника

5. Используют речевой этикет – Не используют речевой этикет

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Инновационный процесс и его особенности
Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. Цель инновационного процесса в образовании - кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной систем ...

Принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся
В преподавании происхождения сущности государства и права учителю важно опираться на жизненные факты, близкие ученикам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся, который предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление у ...

Организация учебного процесса в традиционном направлении отечественной методики
Традиционная методика, принимая за лингвистические основы неофилологическую теорию речевой деятельности Л.В. Щербы, предполагает выявление условий и способов организации учебного процесса с позиции функционального социолингвистического подхода, определяемого этой теорией. Неофилологическая теория р ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru