Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам разработать диагностическую программу, направленную на выявление особенностей общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Разработанная нами диагностическая программа была использована на констатирующем и контрольном этапе формирующего эксперимента с целью констатации анализа качественных и количественных характеристик экспериментального изучения общения старших дошкольников со сверстниками.
Цель программы: выявить и проанализировать особенности общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.
Задачи программы:
1.Изучить межличностные взаимоотношения в группе: определить статусное положение каждого ребёнка в группе, к которой он принадлежит; определить уровень благополучия взаимоотношений в группе; определить и выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные отношения детей; симпатии/антипатии; выявить характер отношения ребёнка к сверстнику.
2. Выявить и изучить особенности диалогического общения старших дошкольников:
- культура общения: умение вежливо общаться со сверстником, слушать и понимать собеседника, проявление внимания к сверстнику, обращение по имени, использование доброжелательного тона и форм речевого этикета в обращении к сверстнику, взаимопомощь, взаимоподдержка;
- изучение речевых коммуникативных навыков у старших дошкольников (умение договариваться друг с другом, решение проблемных ситуаций с приоритетом гуманных форм разрешения, владение речевыми оборотами для установления контакта, умение отвечать на вопросы, умение задавать вопросы в ходе диалога, умение слушать собеседника, умение своевременно вступать в диалог, умение завершать разговор)
3. Выявить и изучить уровни проявления эмпатии и эмоционального отношения к сверстнику (степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника; характер и степень выраженности сопереживания сверстнику)
На основе поставленных задач была разработана диагностическая программа предназначенная для детей старшего дошкольного возраста; в ней представлены методики, позволяющие получить данные количественного и качественного характера. Она строилась с ориентацией на следующие составляющие: цель экспериментального изучения, критерии оценки и описание методики.
Диагностическая программа состоит из шести методик и представлена в таблице 1.
Таблица 1 Диагностическая программа исследования общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
№ п\п |
Название методики |
Цель методики |
Критерии оценки/ Исследуемые параметры |
1. |
Комплексное наблюдение за детьми в естественных условиях |
Цель: Определение и изучение навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах: изучить особенности диалогического общения в специально организованных разговорах с детьми. |
1. проявление внимания к сверстнику; 2. обращение по имени; 3. использование доброжелательного тона; 4.использование форм речевого этикета |
2. |
Методика "Угадай эмоцию" (Урунтаева Г.А.) |
Цель: изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке |
1.умение безошибочно называть эмоции, изображенные на картинках; 2.умение правильно характеризовать состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; 3.умение аргументировать суждения, касающиеся настроения людей, дифференцировать их поступки, оценивать действия |
3. |
Социометрический анализ: Методика "Капитан корабля"; Методика "Два дома"; Метод вербальных выборов |
Цель: Определение и выявление взаимных избирательных отношений детей; определение статусного положения каждого ребёнка в группе, определение уровня благополучия взаимоотношений в группе |
1.статусные категории: I "предпочитаемые" , II "принятые" , III "непринятые" , IV "изолированные" ; 2. уровень благополучия взаимоотношений в группе; 3.взаимные избирательные отношения детей |
4. |
Включённое наблюдение в ходе проблемных ситуаций |
Цель: Изучение характера эмоциональных проявлений детей во время решения проблем социально-этической направленности |
1.степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; 2.характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная, отрицательная, демонстративная 3.характер и степень выраженности сопереживания сверстнику 4.характер и степень проявления просоциальных форм поведения |
5. |
Методика "Изучение коммуникативных навыков" Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной |
Цель: Изучение речевых коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах |
1.умение договариваться, приходить к общему решению; 2.осуществление взаимного контроля по ходу выполнения деятельности; 3.отношение к результату деятельности, своему и партнера; 4.осуществление взаимопомощи; 5.рациональное использование средств деятельности (делиться карандашами во второй серии). |
6. |
Методика "Выявление уровня развития диалогического общения детей: Беседа по предложенной ситуации" (по Е.И.Радиной). |
Цель: Изучить особенности диалогического общения в специально организованных разговорах с детьми |
1. Доброжелательный тон общения – Недоброжелательный тон общения 2. Спокойный тон общения – Крикливый тон общения 3. Внимательны к речи собеседника – Невнимательны к речи собеседника 4. Не перебивают собеседника – Перебивают собеседника 5. Используют речевой этикет – Не используют речевой этикет |
Образование, педагогика, воспитание:
Определение креативности и исследование кретаивности в психологии
Креативность (от лат. creatio — созидание) — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность ра ...
Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии
В качестве примера по выявлению педагогических условий развития познавательной активности учащихся на уроках биологии представлены 2 конспекта урока, проведенных нами в 8 «А» классе лицея №3 города Оренбурга. Нами взяты конспекты именно этих уроков, так как здесь четко прослеживаются педагогические ...
Классификация, виды и типы средств наглядности при
обучении истории
При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обуч ...