К большим формам относятся прежде всего неизменяемые песнопения Всенощного бдения и Литургии: предначинательный псалом «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж», «Хвалите имя Господне», тропари воскресные «Ангельский собор», песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа моя Господа», Великое славословие (Всенощная), «Во царствии твоем», Херувимская песнь, Символ веры, Милость мира (Литургия).
Эти песнопения представляют собой развитые жанровые формы, насыщенные сквозным развитием, организованные в соответствии с чинопоследованием и каноническим текстом. Наиболее сложно по форме центральное песнопение Литургии – Милость мира, организованное как диалог священнослужителя с хором, состоящее из ряда малых форм, тесно связанных между собой, с песнопением «Тебе поем» в кульминации.
Из ряда жанров церковных песнопений особо выделился хоровой концерт. Он был заимствован из духовной западноевропейской музыки. Характерной его чертой было многохорное звучание, для которого обязательным было сопоставление хоров, хоровых групп, соло и тутти (концертирование).
Для хоровых концертов тексты избирались произвольно, в связи с характером службы, чаще всего ими становились тексты псалмов. В этих сочинениях композиторы не были связаны строгими требованиями канона и поэтому хоровые концерты насыщались эмоциональной яркостью, разнообразием содержательных оттенков, что в дальнейшем привело к выходу их за пределы церковных рамок. Исследователи выделяют два типа концертов: панегирический («славильный») и лирико-драматический («плакальный»).
Хоровые концерты эпохи Барокко получили название «партесных», так как они существовали в виде отдельных хоровых партий. В них количество голосов доходило до 32-х, а масштабы формы были весьма значительными. Наиболее известными стали хоровые концерты Н. Дилецкого, С. Пекалицкого, В. Титова.
Кульминацией в развитии жанра хорового концерта стала практика их исполнения вне церкви, появившаяся во второй половине XVIII века (эпоху музыкального классицизма). В периодических изданиях того времени «помещались объявления об исполнении в помещении какого-либо театра или дворянского клуба духовных концертов», которые привлекали широкую публику. Такой трансформации способствовало постепенное изменение в жанре некоторых черт музыкального языка. Так, в интонационную сферу хоровых концертов стали интенсивно включаться черты светских жанров (менуэта, оперной арии, лирической песни, траурного марша). Это привело к расширению образной сферы музыкальных произведений и к стиранию граней между церковной и светской музыкой.
Данное положение вызвало резкое сопротивление церковных деятелей, стремившихся сохранить строгую возвышенность звучания церковной музыки и её подчинённую роль. Следствием этого стали Указы Св. Синода и Павла I на рубеже XVIII и XIX веков, запрещавший исполнение концертов в богослужении, предписывающий замену их простой гармонизацией запричастного стиха. Однако историки свидетельствуют о продолжении традиции исполнения хоровых концертов в службах и создании новых образцов жанра вплоть до ХХ века.
В образцах данного жанра каждой новой эпохи происходили изменения в музыкальном языке, в тематизме, в форме. В эпоху классицизма концерты приобрели более лаконичные размеры: количество голосов сократилось до 8-ми, а форма стала слитно-циклической, состоящей из трёх частей. Своей вершины классицистские хоровые концерты достигли в творчестве Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Веделя.
Хоровые концерты конца XIX века ещё более уменьшились как в отношении состава голосов (4-6), так и по форме (одна часть). Среди них можно отметить сочинения Александра Архангельского, Александра Никольского, Павла Чеснокова, единственный хоровой концерт Сергея Рахманинова «В молитвах неусыпающую Богородицу».
На протяжении эволюции жанр хорового концерта сформировал свои отличительные жанровые признаки. К ним относятся: возвышенность образного содержания, а’капельность хорового состава, диалогический принцип изложения.
В ХХ веке данный жанр возродился в 60-70-е годы в сфере светской музыки. Вначале он лишь своим жанровым названием напоминал о жанровых предшественниках, так как была утеряна преемственность в эволюции жанра, в его восприятии (например, хоровой концерт В. Салманова «Лебёдушка»). Но постепенно возобновление звучания его предшествующих образцов в концертной практике привело к созданию хоровых концертов, близких жанровому прототипу. К таким сочинениям можно отнести Концерт А. Шнитке на стихи Г. Нарекаци из книги «Скорбных песнопений». Однако подобного рода сочинения предназначены лишь для концертного исполнения, тогда как в церковной практике исполняются только старинные образцы.
музыка православный жанр богослужебный песнопение
Образование, педагогика, воспитание:
Цели современного образования. Современные образовательные парадигмы
Учебные цели Выявление мнений различных социальных групп применительно к целям высшего образования. Изучение сущности традиционной и гуманистической образовательных парадигм. Определение своего места в парадигмальном пространстве. Отводимое время – 2 часа Структура занятия Вступительное слово. Ввод ...
Специфические особенности двигательного анализатора умственно отсталых
школьников
Для решения многих задач физического воспитания в школе VIII вида необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора и умственно отсталых детей. На эти вопросы дефектологии как теоретическая основа системы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта еще не может дать по ...
Понятие «аутентичный текст»
Проблема аутентичных материалов (текстов, в нашем случае), используемых в обучении иностранным языкам, вызывает много разногласий сама по себе. Само понятие «аутентичный текст» появилось в методике не так давно, что связано с современной постановкой целей обучения иностранному языку. В настоящее вр ...