Эффективность воспитательной системы в немалой степени зависит от того, насколько гуманистичны отношения в образовательном учреждении. Каким бы современным оборудованием не было оснащено учебное заведение, но если студенту плохо оттого, что его не принимают в группе, если презирают тех, кто хочет хорошо учиться или отказывается принимать участие в коллективном прогуле, если в общежитии дедовщина и рэкет, если преподаватель несправедлив, да к тому же еще и бездарен, то, естественно, дискомфорт во взаимоотношениях студентов и педагогов будет негативно влиять на учебно-воспитательный процесс.
Для формирования гуманистических отношений в учебном заведении большое значение приобретают возможности для положительного самоутверждения и студентов, и сотрудников. Широкое поле для самореализации предоставляют художественное и техническое творчество, исследовательская работа, лидерство.
Воспитывающее значение культуры безгранично. Духовные и материальные ценности, созданные человечеством, должны быть освоены студентами за очень короткий промежуток времени. Без усилий самой личности достичь этого невозможно, но усилия эти необходимо направить, организовать и методически подготовить, чтобы восприятие культуры стало потребностью каждого студента, ибо учебное заведение несет ответственность за формирование личности своих воспитанников.
Поэтому очень важно организовать приобщение студентов к культуре, роль педагога в этом процессе – режиссер за кадром, которого не видно, когда студент делает свой выбор, но влияние которого значительно в совершении того или иного выбора.
Как этого достичь, организуя учебно-воспитательный процесс?
Художественное и техническое творчество, исследовательская и поисковая деятельность должны иметь культурологическую направленность.
Обращение к жизни и творчеству выдающихся мыслителей, деятелей культуры, науки, искусства разных времен и народов, к истории открытий и научных идей обогатит любой урок, лекцию, выступление, мероприятие. Важно не только органично включать такой материал на отдельных занятиях, но и проводить бинарные, интегрированные уроки.
Творческие группы студентов, создаваемые на отделениях, временные творческие коллективы смогут оказать неоценимую помощь в разработке и осуществлении совместных проектов культурных мероприятий.
Большое значение принадлежит спецкурсу, призванному дать студентам достаточно широкое представление о наиболее важных культурологических проблемах.
Необходима конкретизация деятельности кураторов, которые должны выстроить систему классных часов и внеклассных мероприятий в соответствии с культурологическим направлением.
Важно активное функционирование художественного советапо разработке и внедрению соответствующих рекомендаций на всех участках работы, начиная с оформления холлов, вестибюлей кабинетов и кончая помощью по проведению воспитательных мероприятий на должном уровне.
Конечно, культурологический подход не решает всех педагогических проблем, но постоянное обращение к культуре не только дает возможность положительно влиять на развитие личности студента, но и обогащает деятельность педагогов в творческом и профессиональном плане.
Роль учебного заведения в образовании студентов очень значительна, но каждый педагог понимает, что оно не является единственным центром формирования специалиста. Влияние внешних условий, той социальной среды, которая окружает студентов, многомерно и многофакторно, и не всегда отдельные компоненты среды воздействуют позитивно.
Задача состоит в том, чтобы использовать социальную среду наилучшим образом в воспитательных целях. Инициировать этот процесс должны прежде всего педагоги, обращаясь за помощью к учреждениям культуры, комитетам по делам молодежи, комиссиям по делам несовершеннолетних и т.п. Разве можно признать нормальной ситуацию, когда в учебном заведении из-за отсутствия помещений не проводятся вечера, а в Доме молодежи пустуют огромные залы? Другой пример: в одном учебном заведении музыкальные инструменты в пыли, а в другом не могут проводить мероприятия из-за отсутствия средств на приобретение инструментов. Поэтому важно не только изучать социальную среду, но и максимально ее использовать.
Образование, педагогика, воспитание:
Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Дейс ...
Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х годах лингвистический анализ речевых нарушений у детей, страдающих разны ...
Психолого-лингвистические и дидактико-методические основы обучения чтению
как виду речевой деятельности
В психологической литературе речевая деятельность определяется как "реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения". Способами её реализации, или видами речевой деятельности, являются говорение, слушание, чтение и письмо. Как справедливо отмеча ...