Учебные цели
Выявление мнений различных социальных групп применительно к целям высшего образования.
Изучение сущности традиционной и гуманистической образовательных парадигм.
Определение своего места в парадигмальном пространстве.
Отводимое время – 2 часа
Структура занятия
Вступительное слово. Вводная часть занятия для определения целей, задач, места дисциплины.
Определение целей высшего профессионального образования – ролевая игра
Определение понятия и типов образовательных парадигм.
Определение своего места в парадигмальном пространстве – самоанализ
Домашнее задание и рекомендации по его выполнению –
- составление словаря основных категорий педагогики высшей школы;
- изучение учебного материала по теме «Закономерности и принципы обучения».
Методические рекомендации для изучения материала
В качестве самостоятельного задания предлагается определить свою позицию по отношению к роли преподавателя и студента в процессе обучения. Для этого необходимо ознакомиться с сущностью традиционной (чаще называемой знаниевой) и современной парадигм. Определение данной позиции должно быть аргументированным.
Дидактический материал
Сущность субъект-субъектной парадигмы. В настоящее время в педагогике термин «парадигма» получил достаточно широкое распространение, однако часто в его смысл вкладывают самое различные понятия. Например, раздаются призывы перехода к «гуманистической парадигме», обосновываются парадигмы технического общества и православной педагогики и т.п.
Термин «парадигма» (от греч. «образец») был введен в науковедение Т.Куном в 1962 году. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Парадигмальный подход уже четыре десятилетия находится в центре исследований отечественных и зарубежных науковедов: Дж. Агасси, И. Лакатоса, Дж. Холтона, П.П. Гайденко, Л.А. Марковой и др. Ограничим классификацию образовательных парадигм двумя полярными по своим характеристикам:
Сравнение образовательных парадигм
Классическая парадигма |
Современная парадигма | |
1 |
Основная миссия образования | |
Подготовка подрастающего поколения к жизни и к труду |
Обеспечение условий самоопределения и самореализации | |
2 |
Человек | |
Рассматривается как простая система |
Рассматривается как сложная система | |
3 |
Знания | |
Как опыт предыдущих поколений – «школа памяти» |
Как предвидение будущего – «школа мышления» | |
4 |
Образование | |
Передача ученику готовых образцов знаний, умений и навыков |
Созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры | |
5 |
Студент | |
Объект педагогического воздействия, обучаемый |
Субъект познавательной деятельности, обучающийся | |
6 |
Отношения педагога и студента | |
Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого |
Субъект-субъектные, диалогические отношения андрагога и обучающегося | |
7 |
Образовательная деятельность | |
Репродуктивная (ответная) деятельность обучаемого |
Активная познавательная деятельность обучающегося |
Образование, педагогика, воспитание:
Дидактическая игра на уроке труда
Подготовка младших школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Началом такой подготовки является формирование у учащихся интереса к труду и потребности овладеть определенными трудовыми умениями. Наиболее успешному осуществлению данной цели спо ...
Игровые технологии
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно соглас ...
Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория
Познание изучается рядом научных дисциплин. Эталоны и нормы познания, их соответствие познаваемой реальности, достоверность и недостоверность познания, взаимоотношение познания и иных форм отношения человека к миру (религии, морали, искусства) изучаются в специальном разделе философии – теории позн ...