Проблема определения категории «интерес» очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а в скорее наоборот, ведет к еще большей путанице. Так, пример, до сих пор не существуют единого определение этого понятия, разделяемого всеми исследователями. Анализ литературы по проблеме интереса показал, что можно выделить несколько направлений определения интереса. Первое направление называют аксеологическим. Оно связанно с этимологией слова «интерес». «Я заинтересован в чем - то», «мне это интересно», «мне это нужно, важно». Определить суть понятия « интерес » можно при помощи сравнения с понятиями «потребность» и « мотив». Один и те же авторы в своих работах называют интерес то и потребностью, то мотивом. Иногда исследователи природы интереса объединяют понятия «потребность» и «мотив» В. Смиронов считает, что интерес представляет собой развернутую вовне, в социальную реальность потребность, которую реализует субъект в форме мотива. А.А Реан и Я.Л. Коломинский пишут о том, что интерес может выступать в качестве мотива, который является внутренним побуждением личности к активности, а побуждение связано с удовлетворением потребности. Но существует и однозначные определения.
Например, интерес - это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности. И.А. Зимняя уточняет, что это эмоциональное переживание познавательной потребности.
Утверждая о том, что в основе интереса лежит потребность числом исследователей.
Д.К. Гилев, утверждая, что интерес не является потребностью, указывает ни их различия по широте и пожизненной функции. По мнению С.Л. Рубинштейна между интересом и потребностью нельзя поставить знак равенства, поскольку потребность вызывает желание обладать предметом, а интерес ознакомится с ним. На этом основании он определил интерес как специфический мотив деятельности и выявил наличие в нем двух моментов: эмоциональной привлекательности и сознательной значимости. С другой стороны существует мнение, что интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность, потребность. Анализ литературы по проблеме интереса показал, что действительно, интерес является сложным и неоднородным понятием.
И это подтверждает множество его интерпретаций и определений, Интересы возникают в связи с потребностями из взаимоотношений человека с окружающим его миром.
Интерес – это осознанная, предметная потребность, выражающаяся в определенный национальности на деятельность.
Интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущи человеку от рождения. Интерес выступает как самый энергичный активатор деятельности, стимулятор реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к специальные учреждения и педагогические подготовленные кадры.
Интерес формируется и развевается в деятельности, и влияние на его оказывает не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно – субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Образование, педагогика, воспитание:
Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших
школьников
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельно ...
Этапы решения педагогических задач
Рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Это этапы решения педагогической задачи в целом: 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных у ...
Экспериментальные исследования по выявлению уровня лексической
сформированности младших школьников
С целью формирования у младших школьников понятия "системные отношения" в лексике (без введения данного термина) был организован констатирующий эксперимент. В нашем исследовании решались следующие задачи: 1) проверить степень и уровень понимания младшими школьниками семантики слов, близос ...