Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, среднего, высшего и начального профессионального образования и привлечения дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).
Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).
Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления.
При планировании профильного обучения следует принять во внимание объективную необходимость подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и т.д.). Следует учитывать соотнесение планируемых действий с рядом осуществляемых общесистемных нововведений. В частности, введение единого государственного экзамена. С учетом всего этого предлагаются следующие этапы перехода на профильное обучение в среднесрочной перспективе.
Предварительным этапом введения профильного обучения является предпрофильное обучение в последнем классе основной ступени школы.
Перед введением профильного обучения в школе необходимо провести работу по обеспечению предстоящего выбора учащимися профилей обучения (анкетирование, беседы с родителями и др.)
Параллельно должна быть осуществлена разработка процедуры приема выпускников предпрофильных классов в профильные классы.
Необходимо отметить, что школа остается общеобразовательной, а значит должна реализовывать все задачи общего образования.
Дифференциация содержания может осуществляться в двух основных формах: уровневая и профильная дифференциация.
Уровневую дифференциацию можно определить как организацию обучения, при которой школьники имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных планируемых уровнях. Частным случаем уровневой дифференциации является углубленной изучение отдельных предметов.
Профильная дифференциация заключается в направленной специализации образования с учетом интересов, склонностей, способностей школьников их последующих профессиональных намерений.
Исходя из такого понимания сущности уровневой и профильной дифференциации, следует признать, что основной формой реализации профильного обучения должна была бы стать профильная дифференциация. Однако это потребовало бы создания профильных программ и учебников для всех возможных вариантов профилей обучения в старшей школе, что практически невозможно. Поэтому возможны два решения. Первое – сократить число профилей до разумного минимума. Второе – сочетать уровневую и профильную дифференциацию в пределах содержания каждого учебного предмета, повышая требования к усвоению отдельных элементов содержания и вводя новые профильно-ориентированные фрагменты содержания.
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности работы по
психофизическому развитию детей в ДОУ
Психофизическое развитие и здоровье детей занимает важное место в работе ДОУ. Цель данного направления: содействовать сохранности психоэмоционального и физического здоровья детей. Достигается данная цель путем решения следующих задач: 1. Оздоровительные задачи (охрана и укрепление здоровья, закалив ...
Научное исследование в педагогике
Без глубокого знания сложившегося состояния педагогической теории и практики невозможно это состояние изменить, прогнозировать развитие образовательной политики и науки об образовании и воспитании человека. Приобретается это знание в процессе специального организованных научно-педагогических исслед ...
Типы современного урока истории
В современной педагогической науке выделяют следующие наиболее общепринятые типы уроков: уроки новых знаний; уроки анализа и синтеза знаний; уроки формирования навыков и умений; уроки диагностики знаний, навыков и умений. Рассмотрим каждый из типов занятий и входящие в них формы и виды уроков. 1. У ...