Золотая педагогика

Профильное обучение

Страница 5

Из этого можно сделать два вывода. Первый прямо касается оснований для выделения набора профилей - профилирование непосредственно ориентированное на сферы профессиональной деятельности, не отвечает социальным установкам молодежи и их родителей. Второй - необходимо существенное усиление предпрофильного образования на заключительных этапах основной школы, работы по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению молодежи.

Третий из отмеченных вариантов выделения профилей, безусловно, перспективен, однако к настоящему времени вся система общего образования, включая комплекс ее методического обеспечения, построена на иных основаниях.

Следовательно, в реальной перспективе целесообразно избрать второй путь, а именно профилизацию на основе существующих предметов учебного плана. На это ориентирует нас и анализ мирового опыта, и реальные возможности государства и общества по финансовому, кадровому, материально-техническому , методическому обеспечению профилизации старшей школы.

При этом возможно предусмотреть ситуации, когда отдельная школа будет реализовывать не только содержание выбранного профиля, но предоставлять учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание других профилей. Такая возможность будет реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации различных образовательных учреждений (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования). Это позволит старшекласснику одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений НПО и СПО. Речь, таким образом, идет о целенаправленном создании сети школ, учреждений дополнительного образования, НПО и СПО, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.

Проектируя структуру профильной старшей школы, важно с самого начала избежать двух крайностей:

· "Дезинтегрирующая профилизация" - фактически, дезинтеграция старшей школы. Возможна в случае простого сокращения инвариантного компонента и механического перенесения высвобождающихся учебных часов в школьный компонент, без всякой спецификации и регламентации содержания; очевидно, этот подход никак не коррелирует с описанными выше принципами.

· "Унифицированная профилизация" - такая чрезмерно жесткая профилизация обучения может получиться в случае полной централизованной регламентации высвобождающейся части инвариантного компонента. В этом подходе весь профильный компонент структурируется по необходимому числу определяемых из центра профилей, вбирая в себя, по сути оставшуюся часть школьного компонента. Тем самым может получиться результат, обратный запланированному: вместо роста индивидуализации образования и увеличения возможностей выбора образовательное пространство старшей школы окажется полностью и жестко предопределенным.

Каждый из профилей отражается определенным устойчивым набором учебных предметов на базовом и профильном уровнях. Во-первых, это набор профильных ЕГЭ. Сейчас ведется работа по определению типовых наборов профильных ЕГЭ для вузов. Во-вторых, следует также иметь в виду, что по социологическим данным, около 27% старшеклассников намерены получить высшее техническое образование, примерно 40% - высшее гуманитарное, 14% ориентируется на среднее профессиональное образование. Школьники и их родители видят необходимость дополнить содержание образования информационными технологиями, иностранными языками, углубленным изучением отдельных предметов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Методологические основы применения информационных технологий в процессе преподавания информатики в начальной школе
Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. Эти тенденции проявляются и в образовании. Образование на совреме ...

Личностно-ориентированный урок: технология проведения
Урок – основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция, форма организации. Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит ...

Характеристика педагогических факторов эксперимента
Сопутствующими (или побочными) факторами называются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия причинного экспериментального фактора. Следует помнить, что они могут оказывать существенное влияние на результаты учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому они дол ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru