Золотая педагогика

Процесс развития познавательной деятельности учащихся

Страница 1

Развитие учащихся - многомерный процесс, который зависит от особенностей их нервной системы, индивидуальных особенностей, воспитания. Поэтому показателей, по которым можно судить об уровне развития учащихся, несколько. Важнейшее из них – качество знаний и умение использовать их в новых учебных ситуациях.

В практике преподавания, как правило, учитываются три уровня познавательной деятельности учащихся.

Первый уровень – первоначальное усвоение учебных знаний и способов действий. Это репродуктивный уровень развития познавательной деятельности учащихся. Результатами этого этапа усвоения становится понимание изученного.

Второй уровень – процесс совершенствования знаний. Его называют продуктивным несамостоятельным уровнем развития познавательной деятельности.

Третий уровень – процесс полного овладения знаниями. Это продуктивный самостоятельный уровень развития познавательной деятельности учащихся. Он характеризует тех из них, кто обладает умениями осуществлять перенос знаний с набольшей глубиной, широтой и самостоятельностью. Проверить знания учащихся можно с помощью специально подобранных заданий, в которых предусмотрены описания, объяснения и самостоятельное применение учащимися учебных знаний и умений.

Самостоятельность в действиях учащихся проявляется в умении использовать знания или сформированные приемы работы. Глубина действия определяется умением учащихся устанавливать между знаниями определенные связи. При развитии уровня познавательной деятельности учащихся развивается и их самостоятельность.

Развитие самостоятельности учащихся предполагает учет следующих показателей: уровня развития мыслительных операций, характера познавательной деятельности, степени руководства учителя.

Учет индивидуальных особенностей учащихся предполагает учет его возможностей для дальнейшего их развития.

Возможности учащегося

Главные

Дополнительные

Приемы мышления

сравнение

абстрагирование

обобщение

анализ

синтез

выделение главного

конкретизация

систематизация

классификация

Психические процессы

ощущение

восприятие

память

мышление

речь

воображение

Возможности учащихся складываются из знаний, умений, интуиции и эвристических процессов.

Знания – это отражение в мышлении человека объективного мира.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Опыт реализации регионального компонента содержания общего образования
На основе рекомендации Межрегионального Координационного Совета Сибири, Омский комитет по образованию администрации области принял в декабре 1995 года решение о введение в качестве регионального комитета БУП по Омской области учебных предметов, экология, экономика, культурно-историческое наследие н ...

Формы и методы обучения информатике в начальной школе
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в начальной школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются: · Постоянный состав учебных групп учащихся. · Определённое расписание уче ...

Понятие и структура воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительном учреждении
Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения св ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru