Золотая педагогика

Процесс развития познавательной деятельности учащихся

Страница 1

Развитие учащихся - многомерный процесс, который зависит от особенностей их нервной системы, индивидуальных особенностей, воспитания. Поэтому показателей, по которым можно судить об уровне развития учащихся, несколько. Важнейшее из них – качество знаний и умение использовать их в новых учебных ситуациях.

В практике преподавания, как правило, учитываются три уровня познавательной деятельности учащихся.

Первый уровень – первоначальное усвоение учебных знаний и способов действий. Это репродуктивный уровень развития познавательной деятельности учащихся. Результатами этого этапа усвоения становится понимание изученного.

Второй уровень – процесс совершенствования знаний. Его называют продуктивным несамостоятельным уровнем развития познавательной деятельности.

Третий уровень – процесс полного овладения знаниями. Это продуктивный самостоятельный уровень развития познавательной деятельности учащихся. Он характеризует тех из них, кто обладает умениями осуществлять перенос знаний с набольшей глубиной, широтой и самостоятельностью. Проверить знания учащихся можно с помощью специально подобранных заданий, в которых предусмотрены описания, объяснения и самостоятельное применение учащимися учебных знаний и умений.

Самостоятельность в действиях учащихся проявляется в умении использовать знания или сформированные приемы работы. Глубина действия определяется умением учащихся устанавливать между знаниями определенные связи. При развитии уровня познавательной деятельности учащихся развивается и их самостоятельность.

Развитие самостоятельности учащихся предполагает учет следующих показателей: уровня развития мыслительных операций, характера познавательной деятельности, степени руководства учителя.

Учет индивидуальных особенностей учащихся предполагает учет его возможностей для дальнейшего их развития.

Возможности учащегося

Главные

Дополнительные

Приемы мышления

сравнение

абстрагирование

обобщение

анализ

синтез

выделение главного

конкретизация

систематизация

классификация

Психические процессы

ощущение

восприятие

память

мышление

речь

воображение

Возможности учащихся складываются из знаний, умений, интуиции и эвристических процессов.

Знания – это отражение в мышлении человека объективного мира.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Классификация педагогических игр
Как уже было сказано выше, педагогическая игра отличается чёткостью постановки цели и соответствующим ей педагогическим результатом. Так же педагогическая игра имеет свою классификацию, которую мы рассмотрим в данной работе. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов иг ...

Этапы решения педагогических задач
Рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Это этапы решения педагогической задачи в целом: 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных у ...

Воспитание самостоятельности и активности
Главной задачей интеллектуальной готовности ребенка является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи педагог использует разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы, оценка и др. Формиро ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru