Золотая педагогика

Дидактические процессы в предмете физическая культура

Другое о педагогике » Дидактические процессы в предмете физическая культура

Страница 3

Учебный процесс по физической культуре связан с комплексным воздействием на морфо-функциональную сферу, состояние здоровье и психику учащихся. Своеобразие содержания и средств обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся специфичны. Все это обуславливает необходимость в основательном переосмыслении процедуры адаптации общих закономерностей обучения к особенностям предмета и разработке специфических принципов, методов, форм, составляющих основы дидактики данной дисциплины.

Общие закономерности обучения двигательным действиям, развития двигательных качеств, воспитания других качеств личности разработаны и описаны в теории и методике физического воспитания.

Базовые (дидактика общая и средней школы; теория физической культуры или физического воспитания; психология общая, педагогическая, физического воспитания; физиология человека общая, возрастная, физических упражнений; гигиена общая, школьная, физических упражнений; биомеханика и спортивная метрология; информатика и др.) и смежные (методика физического воспитания, теории и методики спортивно-педагогических дисциплин, теории и методики внепредметных (внеурочных) форм организации физического воспитания в школе и др.) науки получили значительное развитие. Разработаны альтернативные концептуальные подходы к обновлению школьной физической культуры, накоплен определенный фактический материал по проблеме теории и методики урока физической культуры в школе. Возрастают потребности общества и формирующейся личности к результативности учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. Все это в совокупности составляет объективные и субъективные предпосылки для создания дидактики предмета "физическая культура".

Сопутствующими факторами в реализации данного замысла следует считать, с одной стороны, суждения отечественных и зарубежных. (Клинберг, Ч. Куписевич, А. Маджаров, И. Марев и др.) ученых-дидактиков о правомочности существования предметных дидактик. С другой - позитивный опыт разработки частных дидактик биологии, математики, географии, истории. Известный специалист по теории физического воспитания Б. А. Ашмарин считает необходимостью придание курсу теории и методики физического воспитания "большей дидактической направленности".

Создались условия для формирования предметной дидактики физической культуры. Потребность в методике ее преподавания никогда не подвергалась сомнению. Правомочна постановка вопроса: в какой из двух дисциплин, составляющих научно-теоретическую и научно-методическую основы, - частной дидактике или методике преподавания - нуждается школьная физическая культура? Представляется, что выбор одной из них за счет другой некорректен. Предмет "физическая культура" сможет успешно реализовать свое функциональное назначение лишь тогда, когда учебно-воспитательный процесс его преподавания будет базироваться на частной дидактике, а реализовываться через методику преподавания, и противопоставление последних - недопустимо. И чтобы подобного не происходило, необходимо разобраться в том, что объединяет и что разъединяет частную дидактику и методику.

Во многих трудах, в которых рассматриваются вопросы взаимоотношения частных дидактик и методики преподавания конкретных дисциплин, эти два понятия рассматриваются как равнозначные. В других - подчеркивается сравнительно большая практическая направленность наук, обозначенных методиками.

Ученые, которые склонны идентифицировать частные дидактики с методиками преподавания, исходят из общности объекта исследования обеих наук - обучения. Это верно. Процесс обучения пронизывает содержание и дидактики, и методики. В первом случае акцент переносится на научно-теоретический, методологический аспект, во втором - на научно-методический, технологический, процессуально-практический. Методика обходит проблемы содержания науки или дисциплины, которую она обслуживает. Вместе с тем вне сферы методики остаются многие проблемы, составляющие научно-теоретический и методологический фундамент школьной физической культуры. Они составляют содержание частной дидактики. В таком понимании дидактику предмета "физическая культура" можно рассматривать как часть двух разделов педагогики - общей дидактики и теории физического воспитания, объединенных в науку, изучающую образование и обучение по данной дисциплине. Тогда методика физической культуры - это раздел общей методики и методики физического воспитания, образующий науку о закономерностях преподавания и учения по предмету "физическая культура".

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Планирование работы классного руководителя
План работы классного руководителя - конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предшествующего учебного года, когда становится известным распределение уч ...

Особенности социализации детей дошкольного возраста
Зарубежные исследователи выделяют отличительные особенности социализации детей от взрослых (Брим Г., Парсонс Т., Эриксон Э.). Социализация детей связана, по их мнению, с формированием таких регуляторов поведения как ценности, нормы, установки, характеризуется отсутствием критичности, акцент делаетс ...

Динамика физической подготовленности детей 6 лет в процессе педагогического эксперимента
Анализ достоверности внутригрупповых различий физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах, осуществляемый по интегральным показателям, позволил выявить следующее (табл. 6). По количеству и уровню достоверно изменившихся показателей за учебный год выявлено преимущество дете ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru