Золотая педагогика

Экологическая составляющая химического образования

Страница 13

Деятельность человека — это геологическая сила, способная привести как к нарушению природных закономерностей, так и к улучшению состояния природных вод. На Земле разработаны химические и биологические способы очистки сточных вод, но самая эффективная мера — применение безотходных технологий, при которых использованную воду очищают от примесей и загрязнений, а затем вновь используют в технологическом процессе. Повторное использование очищенных вод в 20-25 раз снижает потребление свежей воды и уменьшает сброс сточных вод в водоемы. Это одно из главных условий рационального использования воды.

Эксперт-эколог. Человечество потребляет огромное количество пресной воды — в основном на промышленные и сельскохозяйственные нужды (рис. 3). Главный потребитель воды — сельское хозяйство. Наиболее водоемкие отрасли промышленности - горнодобывающая, сталелитейная, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная и пищевая. На них уходит до 70 % всей воды, затрачиваемой в промышленности.

На все виды водопользования тратится 2200 км3 воды в год. На разбавление стоков уходит почти 20% ресурсов пресных под мира. Расчеты показывают, что даже если очищать все сточные воды, то все ришт и их разбавление потребуется 30-35 тыс. км3 пресной воды. Это означает, что водные ресурсы близки к истощению.

Потребление воды связано с развитием цивилизации: чем выше ее уровень, тем больше потребляется воды (рис. 4). К началу XXI в. среднее потребление воды составило более 200 л в сутки на человека. Все это приводит к недостатку пресной воды.

Рис. 3. Потребление пресной воды в различных отраслях человеческой деятельности (в процентах)

Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли - она незаменима, поэтому человечество должно рационально использовать и беречь воду — основу жизни на Земле.

Рис. 4. Потребление пресной воды человечеством

Руководитель экспедиции ученых Акватоида. Итак, мы выяснили, что вода может служить основой жизни не только для землян, но и для цивилизации планеты Акватоид. Овладение способами получения этого вещества позволит нам восстановить условия, необходимые для существования жизни на нашей планете.

Учитель химии. Закончим урок словами А. де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете .»

Учащимся предлагается кроссворд. Лучшие ответы оцениваются. Отметки по физике, биологии, химии и экологии получают школьники, исполнявшие роли ученых, журналистов, а также активно работавшие на уроке.

Кроссворд

1

Р

2

А

3

С

4

Т

5

В

6

О

7

Р

8

И

9

Т

10

Е

11

Л

12

Ь

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Образование, педагогика, воспитание:

Стиль и результат
Связи стиля и результата сложны и многообразны. Результат зависит от индивидуальных особенностей субъектов, от адекватности индивидуального стиля, его соответствия индивидуальности человека и соответствия стиля условиям и задачам деятельности. Результат зависит от структурированности деятельности с ...

Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка в Российском законодательстве
Конституция Российской Федерации и права ребенка Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. В главе "Права человека" Конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россие ...

Процесс развития познавательной деятельности учащихся
Развитие учащихся - многомерный процесс, который зависит от особенностей их нервной системы, индивидуальных особенностей, воспитания. Поэтому показателей, по которым можно судить об уровне развития учащихся, несколько. Важнейшее из них – качество знаний и умение использовать их в новых учебных ситу ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru