Лучший закон «О чистом воздухе» учитель зачитывает классу.
Урок заканчивается поведением итогов, оценивается работа учащихся.
Интегрированный урок: пресс-конференция о воде и ее свойствах
Предлагаем разработку интегрированного урока по теме «Вода. Свойства воды», который мы проводим в форме пресс-конференции. Учащиеся играют роли жителей планеты Акватоид — ученых, журналистов и гостей конференции. Учителя же выступают в роли землян-экспертов.
Звучит запись: «Приветствуем вас, жители планеты Земля, именующие себя человечеством. За помощью к вам обращается отряд наблюдателей с планеты Акватоид звездной системы Тау из созвездия Кит.
История нашей планеты трагична и поучительна. К сожалению, различные цивилизации Акватоида не могли сосуществовать мирно. Как правило, более грубая и примитивная, а в силу этого более жестокая цивилизация уничтожала более развитую и гуманную, чтобы, в свою очередь, оказаться уничтоженной еще более грубой.
В результате бессмысленных войн и варварского использования планетарных ресурсов Акватоид потерял почти всю жидкость, являющуюся основой жизни.
Чтобы выжить, Организация Объединенного Разума планеты предприняла попытки поиска вещества, способного по своим свойствам заменить жидкость жизни Акватоида. В архивах радиообменов с планетой Земля Солнечной системы было найдено сообщение, в котором упомянуто вещество, удовлетворяющее заданным параметрам: «Вода - самое драгоценное минеральное сырье, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, вода — это действительный проводник культуры, это живая крошка, которая создает жизнь там, где ее не было» (академик. Л.П. Карпинский).
В течение года специальная научно-исследовательская экспедиция тайно изучала вещество, которое вы, земляне, называете словом «вода». Обращаемся к вам с просьбой быть экспертами на конференции ученых, проводивших исследования свойств воды, и журналистов Акватоида, информирующих жителей планеты о ходе исследований».
Пресс-конференцию начинает сотрудник химической лаборатории планеты Акватоид. По ходу выступления он и следующие докладчики прикрепляют к классной доске карточки, на которых написаны важнейшие данные. В результате на доске получается краткий конспект по теме (рис. 1).
Сотрудник химической лаборатории. Это вещество встречается на Земле в трех агрегатных состояниях — жидком, твердом, газообразном. Среди ученых Земли оно известно под названием «оксид водорода», причем по химическим свойствам его относят к амфотерным оксидам.
Далее он приводит формулу воды, ее молярную массу, количественный и качественный состав, рассказывает о химических связях в молекуле, молекулярной кристаллической решетке этого вещества, последовательно прикрепляя на доску карточки 1-5 и демонстрируя схему образования ковалентной полярной связи.
Сотрудник физической лаборатории.
Сотрудники нашей лаборатории пришли к выводу, что наличие воды на планете Земля (около 1387 млн. км3) — наиболее важное условие зарождения и существования жизни. Вода на Земле существует не только в явном виде: четыре океана, моря, озера, реки; она присутствует и в воздушном океане Земли, и в почве, и во всех породах, слагающих земную кору. Много ее и в живых организмах. Даже в изливающейся из жерла вулканов огненной магме есть вода: каждый год они извергают из недр Земли до 40 млн. тонн воды.
Мы изучили теплофизические свойства воды.
Удельная теплоемкость воды составляет 4,2 кДж/(кг ·°С) (карточка 6). Это в 10 раз больше, чем у железа, в 40 раз больше, чем у золота. Только немногие вещества, например водород и аммиак, обладают большей удельной теплоемкостью. Из-за этой исключительной способности поглощать тепло температура воды при нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому водным обитателям никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение. Большая удельная теплоемкость воды определяет и климат планеты: вода нагревается значительно медленнее суши, забирая большое количество теплоты, и дольше сохраняет полученное тепло, выполняя при этом терморегулирующую функцию. На этом свойстве воды, кстати, основан и принцип обогрева жилых помещений землян — использование горячей воды в батареях отопительной системы.
Образование, педагогика, воспитание:
Механизм речи в концепции Н.И. Жинкина
Н.И. Жинкиным выявлено, что порождение и восприятие речи являются процессами поэтапной реализации внутренней программы, которая управляется речевым механизмом. Вне зависимости от трактовки речи как говорения или как процесса общения посредством говорения и слушания, закономерности функционирования ...
Психолого-лингвистические и дидактико-методические основы обучения чтению
как виду речевой деятельности
В психологической литературе речевая деятельность определяется как "реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения". Способами её реализации, или видами речевой деятельности, являются говорение, слушание, чтение и письмо. Как справедливо отмеча ...
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Игровые технологии применяются на уроках как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене. Но в нашей работе мы рассмотрим подробно игровые технологии в младшем школьном возрасте. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. ...