Лучший закон «О чистом воздухе» учитель зачитывает классу.
Урок заканчивается поведением итогов, оценивается работа учащихся.
Интегрированный урок: пресс-конференция о воде и ее свойствах
Предлагаем разработку интегрированного урока по теме «Вода. Свойства воды», который мы проводим в форме пресс-конференции. Учащиеся играют роли жителей планеты Акватоид — ученых, журналистов и гостей конференции. Учителя же выступают в роли землян-экспертов.
Звучит запись: «Приветствуем вас, жители планеты Земля, именующие себя человечеством. За помощью к вам обращается отряд наблюдателей с планеты Акватоид звездной системы Тау из созвездия Кит.
История нашей планеты трагична и поучительна. К сожалению, различные цивилизации Акватоида не могли сосуществовать мирно. Как правило, более грубая и примитивная, а в силу этого более жестокая цивилизация уничтожала более развитую и гуманную, чтобы, в свою очередь, оказаться уничтоженной еще более грубой.
В результате бессмысленных войн и варварского использования планетарных ресурсов Акватоид потерял почти всю жидкость, являющуюся основой жизни.
Чтобы выжить, Организация Объединенного Разума планеты предприняла попытки поиска вещества, способного по своим свойствам заменить жидкость жизни Акватоида. В архивах радиообменов с планетой Земля Солнечной системы было найдено сообщение, в котором упомянуто вещество, удовлетворяющее заданным параметрам: «Вода - самое драгоценное минеральное сырье, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, вода — это действительный проводник культуры, это живая крошка, которая создает жизнь там, где ее не было» (академик. Л.П. Карпинский).
В течение года специальная научно-исследовательская экспедиция тайно изучала вещество, которое вы, земляне, называете словом «вода». Обращаемся к вам с просьбой быть экспертами на конференции ученых, проводивших исследования свойств воды, и журналистов Акватоида, информирующих жителей планеты о ходе исследований».
Пресс-конференцию начинает сотрудник химической лаборатории планеты Акватоид. По ходу выступления он и следующие докладчики прикрепляют к классной доске карточки, на которых написаны важнейшие данные. В результате на доске получается краткий конспект по теме (рис. 1).
Сотрудник химической лаборатории. Это вещество встречается на Земле в трех агрегатных состояниях — жидком, твердом, газообразном. Среди ученых Земли оно известно под названием «оксид водорода», причем по химическим свойствам его относят к амфотерным оксидам.
Далее он приводит формулу воды, ее молярную массу, количественный и качественный состав, рассказывает о химических связях в молекуле, молекулярной кристаллической решетке этого вещества, последовательно прикрепляя на доску карточки 1-5 и демонстрируя схему образования ковалентной полярной связи.
Сотрудник физической лаборатории.
Сотрудники нашей лаборатории пришли к выводу, что наличие воды на планете Земля (около 1387 млн. км3) — наиболее важное условие зарождения и существования жизни. Вода на Земле существует не только в явном виде: четыре океана, моря, озера, реки; она присутствует и в воздушном океане Земли, и в почве, и во всех породах, слагающих земную кору. Много ее и в живых организмах. Даже в изливающейся из жерла вулканов огненной магме есть вода: каждый год они извергают из недр Земли до 40 млн. тонн воды.
Мы изучили теплофизические свойства воды.
Удельная теплоемкость воды составляет 4,2 кДж/(кг ·°С) (карточка 6). Это в 10 раз больше, чем у железа, в 40 раз больше, чем у золота. Только немногие вещества, например водород и аммиак, обладают большей удельной теплоемкостью. Из-за этой исключительной способности поглощать тепло температура воды при нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому водным обитателям никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение. Большая удельная теплоемкость воды определяет и климат планеты: вода нагревается значительно медленнее суши, забирая большое количество теплоты, и дольше сохраняет полученное тепло, выполняя при этом терморегулирующую функцию. На этом свойстве воды, кстати, основан и принцип обогрева жилых помещений землян — использование горячей воды в батареях отопительной системы.
Образование, педагогика, воспитание:
Структура и классификация современного урока истории
Под структурой урока понимается сочетание определенных звеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия и реализованное в конкретном типе урока. Структурные компоненты урока охарактеризованы ниже в порядке их использования в учебном процессе: 1. Организационный момент складывает ...
Мышление как процесс решения задач
Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему ус ...
Повышение квалификации
Вид профессионального обучения работников, имеющий целью повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений. Повышение квалификации рабочих — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и ...