Таким образом, уже имеются предпосылки для типизации индивидуальных свойств интеллектуальной деятельности в неразрывной связи с эмоционально-личностными особенностями. Исследования стиля интеллектуальной деятельности, проводились параллельно с психодиагностическим изучением личностных свойств с использованием целого комплекса адаптированных и рестандартизированных личностных тестов. Исследование базировалось на парадигме целостного понимания личности как единства биологических и социальных факторов. Еще Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн (вопреки распространенным в 1930-е гг. в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств, в противовес социально желательной модели личности) не сбрасывали со счетов роль индивидных врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенностей человека в формировании личности. Индивидуально очерченные свойства преломляют у каждого человека по-своему познание окружающей среды. Восприятие средовых явлений — процесс не пассивный, а субъективно предпочтительный, избирательный.
Это следует понимать так, что из широчайшего спектра впечатлений от окружающего мира, каждый человек с присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими. Эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира и свой собственный стиль усвоения полученной информации создает базу для формирования разных, по – своему неповторимых личностей при одинаковых средовых средовых условиях. В основе такого индивидуально-очерченного стиля восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире, трансформируясь в мысли, переживания и поступки человека, лежит та ведущая тенденция, или те две—три или более ведущие тенденции, которые пронизывают все уровни личности: и самые низкие, биологические, и его характерологическую структуру, и наиболее высокие уровни личности, каковыми являются социальная направленность и иерархия ценностей человека.
Понятие ИСД в качестве предмета исследования возникло в 1960 – х гг. Е.А. Климов охарактеризовал индивидуальный стиль деятельности, как "индивидуально - своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибега6ет человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности".
Исследования индивидуального стиля деятельности составило целое научное направление, основателем и теоретиком которого стал В.С. Мерлин, который пришел к открытию очень важных закономерностей, имеющих отношение ко всем стилевым характеристикам. Первый из этих аспектов связан с понятием зоны неопределенности как условия формирования стиля. По мысли В.С. Мерлина, выполнение всякой деятельности оставляет свободу внутри границ, позволяющую человеку проявлять свою индивидуальность в постановке промежуточных целей, выборе средств, для их достижения и реализации самой деятельности. Из этого следует, что стиль возникает там, где есть свобода самовыражения.
Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля считают следующие:
а) устойчивая система приемов и способов деятельности;
б) эта система обусловлена определенными личностными качествами;
Образование, педагогика, воспитание:
Значение речи для развития познавательных процессов, эмоционального и
социального развития детей с нарушениями слуха
Проблемы, связанные с определением значения речи для развития мышления и рассмотрением взаимодействия речи и мышления, подвергались обсуждению уже в античной философии. В соответствии с монистической моделью Платона, влияние которой сказывается до настоящего времени в различных направлениях бихевио ...
Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на
уроках биологии
Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. ...
Классификация технических средств обучения
Комплекс технических средств, предлагаемых для использования в процессе обучения, год от года становится всё сложнее и многообразнее. От умения педагога эффективно использовать эти средства в немалой степени зависит конечный результат восприятия учениками новой для них информации. Технические средс ...