Золотая педагогика

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Страница 1

Зарубежные исследователи выделяют отличительные особенности социализации детей от взрослых (Брим Г., Парсонс Т., Эриксон Э.). Социализация детей связана, по их мнению, с формированием таких регуляторов поведения как ценности, нормы, установки, характеризуется отсутствием критичности, акцент делается на усвоении, предполагает формирование предельных способов действовать, крайних смыслов тех или иных поступков и освоении новых социальных сфер и способов поведения.

В отечественной социальной психологии в качестве особенностей социализации детей рассматриваются: перестраивание познавательной деятельности ребенка, тип общения ребенка со средой, особенности и содержание общения, активность самого ребенка, в процессе развития личности ребенка происходит формирование ценностных ориентаций.

Рядом авторов (Кон И.С., Смирнова Е.О.) рассматриваются отличительные особенности восприятия социальных явлений детьми 5-6 лет. Наличие именно в 6 лет своеобразного рубежа проявляется, в частности, в качественном отличии ценностных ориентаций пятилетних детей от шестилетних. Данные проведенных психологических исследований (Ермоленко Е.И., Смирнова Е.О.) показывают, что у ребенка 5 лет отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка.

Одним из главных результатов социализации считается социализированность, понимаемая как сформированность черт личности, требуемая данным обществом, а также усвоение человеком соответствующих социальных установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать его на последующих стадиях развития. Американский исследователь А. Инкельс назвал это «заглядыванием вперед», т.е. изучением того, каким должен быть ребенок сейчас, чтобы добиться успеха, встав взрослым.

Более подробно хотелось бы остановиться на понятии «социальная адаптация». Умение ребенка дошкольного возраста адаптироваться к социальным условиям является важнейшей (наряду с активностью) стороной процесса социализации личности. Многие исследователи подчеркивают положительную сторону адаптации как показатель успешной социализации личности ребенка младшего возраста в обществе.

Отечественные педагоги понимают адаптивность как умение человека понять и оценить факторы окружающей действительности в связи не только с непосредственной ситуацией, но и планами на будущее. Поэтому адаптивность - это не только «приспособленчество», но и ощущение среды, места и времени. Если научить ребенка правильно ориентироваться в любых обстоятельствах, он сможет сделать гораздо больше полезного и избежит многих осложнений».

Анализ трудов зарубежных и отечественных ученых позволил выделить следующие положения, которые имеют значение для исследуемой нами проблемы:

- социализация - процесс непрерывный, длящийся всю жизнь, который распадается на периоды (в детстве ребенок овладевает нормами социальной жизни, отрочество - время индивидуализации и развития потребности «быть личностью», в юности идет приобретение черт и свойств личности);

- на основе социального опыта складывается внутренняя позиция личности, что говорит об ее активной позиции в процессе социализации;

- принятие, освоение социального опыта происходит только в процессе взаимодействия основных институтов социализации (семья, дошкольное образовательное учреждение, школа и т.д.).

Традиционный взгляд на семью основан на следующих положениях:

В социологии семья рассматривается как малая социальная группа, сложная структура, состоящая из отношений «доминирования - подчинения» (власти), ответственности, где все члены семьи автоматически участвуют во всех совместных делах».

В психологии семья, семейные взаимоотношения и взаимодействия рассматриваются как «процесс эмоциональной близости и влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, обеспечивающей повседневное общение с людьми, с окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности».

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Значение и роль дидактических игр на уроке математики
Исследования показали, что игра – эффективное средство умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений (А. Люблинская, Р. Римбург, В. Черков, Р. Жуковская, др.). Рассмотрению игры как многообразной практической познавательной деятельности ребенка большое вн ...

Сущность педагогического общения
Педагогическое общение — это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспитанников из ...

Развитие творческих способностей учащихся средствами графики
Художественное образование в целом и занятия графикой в частности призвано развивать эстетический и познавательный потенциал личности, стимулировать формирование эстетического сознания как основы культуры личности и основы эстетической деятельности, помогает подросткам самостоятельно освоить культу ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru