В педагогике - как «институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей».
Какими бы не были ценностно-целевые концепции образования, они имеют смысл лишь в том случае, если помогают выйти в сферу широко понимаемой в педагогической практике повышения роли семьи как социально-образовательного института. Взаимодействие социумов - семьи и детского сада объективная необходимость. Это реальность, существующая хотя бы потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель воспитания духовно-нравственной личности ребенка.
Основными институтами социализации являются семья, дошкольное образовательное учреждение, школа, ВУЗ и другие общности людей, в которых протекает процесс социализации человека. Недооценка воспитательной роли того или иного социального института в формировании личности, влияния тех или иных сфер жизнедеятельности как фактора становления личности нарушает целостность, системность общественного воспитания. Объединение воспитательных возможностей среды и различных институтов воспитания в процессе социализации личности обозначается современной государственной и общественной ситуацией как императив.
Рассматривая психолого-педагогические основы установления педагогом контакта с семьей ребенка, В.А. Сластенин выделяет следующие правила:
1. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
2. Необходимо поддерживать максимальное доверие к воспитательным возможностям родителей, повышать уровень их педагогической культуры и активности в воспитании.
3. Следует соблюдать педагогический такт, не допускать неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
4. Приоритет жизнеутверждающего, мажорного настроя в решении проблем воспитания, опора на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Ведь слово учителя родители слушают с особым вниманием и волнением: им радостно и приятно услышать похвалу в свой адрес .
В трудах выдающихся педагогов, врачей, просветителей прошлого обосновываются положения о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщении его к общечеловеческим ценностям (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Н.В. Шелгунов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, О.В. Одоевский, В.И. Достоевский, С.Т. Аксаков).
Значительно позже вопросы семейного воспитания были широко представлены в трудах отечественных педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. А.С. Макаренко говорит о семье как естественном человеческом коллективе, отвечающем за воспитание ребенка. В успехе семейного воспитания, по утверждению А.С. Макаренко, решающим является активное, постоянное, вполне сознательное выполнение родителями гражданского долга. Особое предпочтение отдавал родительскому авторитету, разумности и целесообразности родительского авторитета.
Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности. Это также обуславливает необходимость непрерывного совершенствования семейного воспитания у каждого этноса. Принципиально важным для социализации личности ребенка дошкольного возраста является признание самоценности духовного мира, образа жизни, культуры народа .
Педагогизация семьи как микросреды социализации личности ребенка осуществляется на основе применения личностно-ориентированного, системного, средового подходов.
Значительный интерес в связи с исследуемой нами проблемой представляет структура процесса социализации, которая позволит нам выстроить взаимодействие семейного и общественного воспитания. Мы полагаем, что процесс социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада должен включать в себя, во-первых, познавательную направленность, ориентированную на усвоение норм социальных отношений; коммуникативную направленность, ориентированную на умение строить отношения, самореализацию в деятельности; эмоциональную направленность, необходимую для выражения отношения к себе как субъекту деятельности, к собственной деятельности и другим людям, как субъектам совместной деятельности.
Образование, педагогика, воспитание:
О содержании и форме богослужебных песнопений
В отборе канонических текстов для песнопений Всенощной и Литургии прослеживается ориентация на определённое содержание. Она позволяет выделить отдельные группы жанровых типов интонирования. Ведущее место среди них занимает славление. Славление есть высший, абсолютно бескорыстный вид молитвы, оно яв ...
Ценность младшего школьного возраста
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий ...
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Мероприятия Возрастные группы Периодичность Кто проводит Обследование 1. Обследование уровня физического развития, физической подготовленности детей 2. Диспансеризация Все Ср., ст., подгот. 2 раза в год (сентябрь, май) 1 раз в год Ст. медсестра Воспитатель по физической культуре Воспитатели групп С ...