Золотая педагогика

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения

Страница 3

Известно, что гипокинезия (дефицит движений) – один из важнейших факторов риска развития заболевании сердечно-сосудистой системы, она вызывает также многообразные морфофункциональные изменения в организме, которые рассматривают как адаптацию к низкому уровню двигательной активности. Ведущими симптомами данных изменений являются астенический синдром, детренированность регуляторных механизмов, снижение функциональных возможностей и нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата, нейрорегуляторного аппарата и вегетативных функций, снижение эмоционального тонуса, иммунитета организма и т.п. По многим данным, двигательно-моторная недостаточность выявляется у 25% детей 6–8 лет. Именно у таких детей чаще всего возникают трудности в школьном обучении. Специалисты НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи диагностируют нервно-психические отклонения у более 15% школьников. Эти отклонения формируются чаще всего в дошкольном возрасте и углубляются за время обучения в школе, что увязывается с увеличивающимся объемом учебной нагрузки. Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать полноценно усваивать знания до тех пор, пока его организм и, прежде всего, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.

По разным данным, от 4 до 25% семилетних и от 20 до 50% шестилетних детей при традиционной организации процесса школьного обучения испытывают большие трудности при адаптации к школе, не могут без перенапряжения осваивать учебную программу, имеют трудности в овладении навыками чтения, письма, счета. Если нагрузка, полученная ребенком в школе, оказывается чрезмерной, то постепенно проявляются те или иные отклонения в состоянии здоровья, которые при более благоприятных условиях были бы скомпенсированы организмом и, возможно, не проявились. Срыв компенсаторных возможностей у детей и подростков с ограниченными компенсаторно-приспособительными возможностями в полной мере проявляется при чрезмерных воздействиях. В связи с этим задачи выделения этих детей в «группу риска», оптимизации методов диагностики, раннего выявления (в дошкольном возрасте, при поступлении в школу) носят конкретный характер и при адекватном выборе реабилитационных мероприятий (психолого-педагогических, социально – педагогических, психотерапевтических, в плоть до медицинских).

Таким образом, традиционная система школьного образования оказалась ни структурно, ни содержательно не готова к решению проблем здоровьесбережения детей с ненормативным ходом развития, с проявлениями различных вариантов дизонтогенеза. Школьные перегрузки детей с проявлением симптомов малой неврологии только усугубляют течение нервно-психических расстройств. Общее ухудшение социальной и экологической обстановки привело к тому, что в последнее пятилетие медиками признаются здоровыми лишь 10% выпускников школ и 15% дошкольников. Поэтому приоритетной задачей современного образования становится формирование устойчивой, здоровой, релевантной требованиям социальной среды личности. Это можно достигнуть, реализуя здоровьесберегающую деятельность в образовательном учреждении, которая предусматривает: обеспечение реальной разгрузки содержания общего образования, организацию мониторинга состояния здоровья детей и молодежи, использование эффективных методов обучения, повышение удельного веса и качества занятий физической культурой, улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, рационализацию досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи. Исходя из этого, можно утверждать, что целью использования здоровьесберегающих технологий должно быть создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих своевременное и полноценное психическое и личностное, духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, лежащие в основе психологического здоровья. Эта цель может быть достигнута только тогда, когда будет обеспечена преемственность всех видов социального воздействия на ребенка в семье, дошкольном учреждении, школе на разных возрастных этапах взаимодействий с ним. Такая цель обусловливает с одной стороны, необходимость совершенствования уже сложившихся и реализуемых в практике подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а с другой – целесообразность разработки новых здоровьесберегающих, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий.

Воспитателю детского сада, учителю начальной школы принадлежит особая роль в разрешении проблем этой категории детей. Именно успехи первых лет обучения особенно важны для дальнейшего здорового развития ребенка, ибо в этот период закладываются не только базисные знания и навыки, но и умение учиться, взаимоотношения с взрослыми, учителями, сверстниками, соучениками, отношение к себе, как ученику и отношение к своей деятельности и ее результатам.

Страницы: 1 2 3 

Образование, педагогика, воспитание:

Внедрение системы работы по обучению игре в хоккей детей подготовительной группы
Цель: формирование у детей подготовительной группы навыков игры в хоккей, предусмотренных примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство", развитие быстроты, формирование интереса к играм и упражнениям к элементам хоккея. Согласно примерной основной обще ...

Деятельностный подход к речевому процессу в теории А.А. Леонтьева
Явление «речь» в теории А.А. Леонтьева трактуется в зависимости от условий ее осуществления: в обучении иностранному языку – это самостоятельный вид речевой деятельности, обладающий всеми характеристиками деятельности в терминах А.Н. Леонтьева. В коммуникативном и познавательном видах деятельности ...

Описание экспериментального исследования креативности
Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведение пилотное экспериментальное исследование для трех экспериментальных групп. Исследование проходило с 11 сентября 2006 года по 10 мая 2007 года. Было составлена экспериментальная выборка участников исследования. Принцип формирования выборки – напра ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru