Золотая педагогика

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения

Страница 2

И.В. Дубровина в начале 1990-х гг. ввела в научный психологический лексикон новый термин – «психологическое здоровье». Обосновывая его необходимость, она писала: «Если термин «психическое здоровье» имеет, с нашей точки зрения, отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов»

Рассматривая проблему психологического здоровья ребенка, И.В. Дубровина подчеркивала: «Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры. Задача взрослых – педагогов, психологов, родителей – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира». Таким образом, ценность здоровья с развитием общества и общественных отношений становится не просто значимым, а ведущим фактором в формировании, укреплении и сохранении здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде. Особенно остро эти проблемы захватывают российское сообщество, находящееся в условиях переходного периода, который характеризуется обострением социальных противоречий и резким снижением качества жизни большинства населения, что негативно влияет на здоровье, так как индивидуальное здоровье напрямую зависит от тех экономических, социальных и политических процессов, которые происходят в обществе.

Демографические последствия реформационных преобразований выглядят удручающе. Снизилась рождаемость, в 2004 году в России приходилось лишь 132 родившихся ребенка на 100 женщин в репродуктивном возрасте. Чтобы восстановить численность населения страны, российская семья должна иметь троих детей. На фоне низкой рождаемости медики фиксируют возрастание смертности детей: от 40 до 60% детей имеют различные отклонения в психическом развитии. Отмечается высокий процент рождаемости недоношенных и незрелых детей. Каждый второй родившийся ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья. Ведущая причина – низкий уровень репродуктивного здоровья женщин, проявляющийся в патологии беременности и родов. Поражение центральной нервной системы новорожденных как результат перинатальной патологии прогнозируется у 50% детей. Впоследствии эти нарушения могут проявляться в виде задержки психомоторного и речевого развития ребенка либо иных нарушений функций со стороны центральной нервной системы. Как правило, у таких детей с отягощенным анамнезом отмечается сниженный уровень иммунитета, общая соматическая ослабленность, отклонения в функционировании систем и органов, на основе чего формируется уже в раннем возрасте хроническая патология. Работа матери за компьютером, с электроприборами, неоновое освещение, алкоголь, курение в период беременности влияют на формирование не только нервной, но и биоритмологической системы ребенка. Младенцы, родившиеся без чувства внутреннего ритма, не успокаиваются при ритмичном покачивании, «ворковании» или сосании соски. В ходе дальнейшего развития данные нарушения, как правило, проявляются в таких симптомах, как снижение концентрации внимания, раздражительность и нервность, гиперактивность и импульсивность, депрессии, аутизм. Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья в старшем возрасте и создает трудности в процессе обучения в школе.

В настоящее время выявлено и резкое увеличение числа детей с более серьезными отклонениями в психическом развитии. Более 70% детей, рожденных после 1991 г., имеют нейропсихологические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Мозг таких детей работает во многом за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Средний этап обучения
Работа с аутентичным текстом организуется так, что упражнения перестают быть упражнениями, а становятся речевой ситуацией и выполняются часто в форме игры, в том числе ролевой, группами, индивидуально, коллективно. Рассмотрим технологию работы со следующими типами текстов: текст-образец; рассказ; п ...

Формы занятий и контроль знаний на элективных курсах по математике
Введение профильного обучения, а особенно элективных курсов, в программу старшей школы, несомненно, потребует разнообразия форм и методов обучения, так как профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс. При вы ...

Развитие речи детей младшего школьного возраста на специальных занятиях
Специальные уроки развития речи традиционно включалются в учебные планы школ для детей с нарушениями интеллекта, что объясняется исключительной ролью речи в развитии психики умственно отсталого ребенка. На таких уроках, называющихся «Развитие речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окр ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru