Золотая педагогика

Анализ программ и учебников по русскому языку для 1 - 4 классов

Страница 2

В 4 классе закрепляются знания о прилагательных-синонимах и антонимах, а также совершенствуется умение пользоваться в текстах глаголы, близкие и противоположные по значению.

Итак, по программе Т.Г. Рамзаевой предусмотрена пропедевтическая подготовка по теме "Лексика", которая проводится при изучении грамматики. При этом значительное место отводится коммуникативно-деятельностной направленности обучения, знакомству с лексическими словарями. Однако системного рассмотрения понятия "слово" и семантических отношений между лексическими единицами данной программой не предусматривается.

Нами были проанализированы также упражнения учебников Т.Г. Рамзаевой с точки зрения характера лексических заданий, направленных на работу над явлениями синонимии и антонимии.

В учебнике-тетради "Русский язык" за 1 класс предусматривается проведение целенаправленных наблюдений над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении, а также обобщение элементов лингвистических знаний, с которыми познакомились первоклассники в период обучения грамоте. Предметом постоянного внимания является лексическое значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте, между словами в предложении, роль текстовых синонимов (практически).

Анализ упражнений по русскому языку для 2 класса позволил установить характер лексических заданий, направленных на работу над явлениями синонимии и антонимии, и их количество.

Заданий на изучение близких и противоположных по значению слов всего 8, при этом все они разнообразны по характеру.

В теме "Алфавит, или азбука" в одном из упражнений содержится толкование близких по значению языковых понятий: "Алфавит и азбука обозначают одно и то же. Слово алфавит составлено из названий двух первых греческих букв: альфа и бета. Азбука- из названий двух первых славянских букв: аз, буки".

Это упражнение помогает понять происхождение слов-синонимов и способ их образования (лексико-синтаксический - сращение), а также связывает синонимическую работу с семантикой слов.

Работа над явлениями синонимии представлена в учебнике еще двумя упражнениями. В теме "Мягкие и твердые согласные звуки" дан текст, в котором использован глагол охранять: " .Он (Дима) собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от детей".

После чтения текста требуется сравнить два слова (охранять и сторожить) по значению. Данное задание позволяет пронаблюдать близость семантики глаголов, их оттенки значения.

Градуальные отношения внутри синонимического ряда демонстрирует пример из упр. 255 в разделе "Глагол". Предлагается следующее задание: "Подбери подходящее по смыслу слова, отвечающие на вопрос что? Напиши.

Моросит, льет, хлещет (что?)

О каком дожде говорят моросит, о каком - льет, о каком - хлещет?".

Ученики могут проследить на этом языковом материале нарастание действия сходных по значению глаголов.

Итак, в учебнике Т.Г. Рамзаевой "Русский язык" за 2 класс задания, направленные на осознание сходства и близости значения слов, рассредоточены по разным темам и носят эпизодический характер. Представления о противоположных по значению словах формируются в разделе "Имя прилагательное".

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Передача состояния времен года в картинах художников
Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких эстетических чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прис ...

Система работы воспитателя, направленная на полоролевую социализацию детей среднего дошкольного возраста
Задача формирующего эксперимента заключалась в том, чтобы путём специально организованных мероприятий положительным образом влиять на культуру общения, поведения, взаимоотношения между мальчиками и девочками. 1. Мы разработали систему работы воспитателя, направленную на полоролевую социализацию дет ...

Технология педагогического взаимодействия как условие эффективной педагогической деятельности
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическо ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru