Золотая педагогика

Семейная психолого-педагогическая культура как основавзаимодействия социального педагога и семьи

Другое о педагогике » Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей » Семейная психолого-педагогическая культура как основавзаимодействия социального педагога и семьи

Страница 3

Психолого-педагогическая культура - это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье.

В трудах таких видных отечественных и зарубежных педагогов, как Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, В.А. Стоюнин, ставятся вопросы о культуре семейных отношений; ог лавенствующей роли родителей в формировании личности ребёнка; влиянии семейного уклада на детей; о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования, расширения теоретических знаний в области семейного воспитания.

П.П. Блонский говорил о важности педагогического просвещения родителей и призывал создать родительские союзы, кружки, курсы, библиотеки, лектории. Поскольку родители являются первыми воспитателями детей, то, по его мнению, начинать семейное воспитание нужно с них. Он также настаивал на обязательных медицинских консультациях для вступающих в брак, чтобы снизить фактор риска, связанный соз доровьем будущих детей. Представляет интерес его идея о проведении «педагогических испытаний» будущих супругов-получение ими специального аттестата об уровне знаний по вопросам семейного воспитания.

Изучение многолетнего опыта школьно-семейного воспитанияв Павлышской средней школе даёт толчок для дальнейшего развития семейной психолого-педагогической культуры, ибо невозможно решить ни одной задачи обучения и воспитания, не заботясь о психолого-педагогической культуре родителей.

Современное состояние проблемы педагогической культуры семьи раскрывается в исследованиях Л.С. Алексеевой, И.В. Гребенникова, Ю.Я. Левкова, Т.В. Лодкиной, Е.И. Наседкиной, Ю.А. Петрова, В.Я. Титаренко, С.Н. Токаревой, В.В. Чечет, О.Н. Урбанской и др. По их мнению, основой совершенствования семейного воспитания является работа по повышению педагогической культуры родителей, важной составной частью которой выступает педагогическая подготовка отцов и матерей, включающая в себя целенаправленное научное просвещение. В этих работах выявляется взаимосвязь педагогического просвещения и самообразования, затрагивается вопрос о влиянии народной педагогики на семейное воспитание, подчёркивается, что высокий уровень педагогической культуры немыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с высокой требовательностью к ним.

Исследование семейной психолого-педагогической культуры предполагает выяснение ряда вопросов: определение её сущности, характерных признаков как целостного феномена.

Важное значение работ И.В. Гребенникова определяется, на наш взгляд, тем, что в них рассматривается педагогическая культура во взаимосвязи с проблемами семейного воспитания как специфическая особенность родителей, реализуемая ими в воспитательной деятельности, прослеживается зависимость между уровнем педагогической культуры и результативностью воспитательногоп роцесса.

Остановимся ещё на одном подходе, в определённой мере солидарном с И.В. Гребенниковым. Ю.Я. Левков, давая определение педагогической культуре, сосредоточивает внимание на «глобальной педагогизации социальных явлений, воспитательном мастерстве личности и управлении формированием личности».

Влияние школы на семейное воспитание, по мнению И.В. Гребенникова, становится эффективным, если работа в этом направлении начинается до поступления ребёнка в школу и продолжается в течение всех лет обучения, если школа является инициатором этого процесса, широко привлекает родителей, если педагоги используют этико-педагогические требования в работе с семьёй учащегося. Он излагает принципы работы с родителями, базирующиеся в своей основе на принципах отечественной педагогики, но имеющие свою специфичность в соответствии с закономерностями и спецификой повышения педагогической культуры родителей. И.В. Гребенников определил структуру системы повышения педагогической культуры родителей, которая включает следующие звенья:

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Методологические основы эмпирического исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей
Исследование проводилось в период с октября 2009г. по апрель 2010 г. на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Курска. В исследовании приняло участие 23 семьи (общее количество человек 69 человек). В исследовании использовались следующие методики. 1. Методика диагностики ...

Основные направления логопедической работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ФФН
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. «Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого ...

Технология организации развивающих видов деятельности учащихся
Универсальным исходным методом и основой технологии организации развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Педагогическое требование является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия тем ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru