Золотая педагогика

Методологические основы эмпирического исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей

Другое о педагогике » Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей » Методологические основы эмпирического исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей

Страница 4

Анализ результатов

Объектом пристального педагогического внимания Должны стать семьи, в которых дети показали низкие Оценки отношения к жизни в своей Семье. В этих случаях величина коэффициента менее 40%.

4.Методика Рене Жиля. Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуальноовербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а так же текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных текстов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. Психологический материал, характеризующий систему личностных отт ношений ребенка, можно разделить на 2 большие группы переменных:

1) переменные, характеризующие конкретнооличностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (матери, отцу, бабушке, сестре и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.;

2) переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительности, отгороженности, стремлении к доминированию, социальной адекватности поведения.

Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют следующие признаки:

а) отношение к матери;

б)отношение к отцу;

в) отношение к матери и отцу как семейной чете;

г) отношение к братьям и сестрам;

д) отношение к бабушке и дедушке;

е) отношение к другу; ж)отношение к учителю;

з) любознательность, стремление к доминированию;

и)общительность, отгороженность, адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих и статистической обработки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города
В науке имеются различные трактовки и определения «культуры». Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а так ...

История развития и становления
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег, К. Д. Ушинский и др.). В XX столетии идеи ...

Изменчивость стиля
Объективированный стиль малоизменчив согласно своему происхождению. Главные иерархические уровни индивидуального стиля изменчивы в разной степени. В феномене "субъективно удобные условия деятельности" представлено осознанное и неосознанное отражение физиологически и психофизиологически ад ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru