Цель: проанализировать направления деятельности социального педагога в специальной (коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида;
Для реализации цели, формулируем следующие задачи:
1. Выделить направления деятельности социального педагога;
2. Разработать критерий для оценки результативности направлений социального педагога;
3. Проанализировать направления деятельности социального педагога;
4. Разработать рекомендации.
Основные этапы реализации исследования:
· Организационный этап;
· Основной этап;
· Заключительный этап.
База практики: МОУ «Нюксенская специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат VIII вида» (приложение 1).
Нюксенская вспомогательная школа была открыта 17 октября 1995 года. Всего было сформировано 3 класса-комплекта, обучалось 11 детей (1- 6 классы), работало 3 педагога.
В сентябре 2000 года открыт 9 класс, организовано профессиональное трудовое обучение: швейное и столярное дело.
В 2002 году школа переименована в МОУ «Нюксенская специальная (коррекционная) образовательная школа – интернат VIII вида». Введено предметное преподавание.
Выборка:
Всего в школе обучается 23 человека с ограниченными возможностями. Из них: *детей инвалидов – 3 человека; *трудных детей – 4 человека; *детей – опекунов – 2 человека. Из малообеспеченных семей в школе обучаются 20 человек, из многодетных семей 7 человек, из неполных семей 5 человек, из неблагополучных семей – 8 человек.
Диагностический инструментарий: социометрия с целью изучения взаимоотношений учащихся; диагностика склонности к отклоняющему поведению (СОП); анкета по профориентации.
В специальной (коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида, социальный педагог работает по следующим направлениям:
· Социально – педагогическое исследование: изучение межличностных взаимоотношений; социально – психологический портрет трудного ребёнка; социальное паспортирование классов; диагностика склонности к отклоняющему поведению (СОП);
· Социально – педагогическая защита прав ребёнка: списки учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве;
· Социально – педагогическая поддержка семьи: банк данных по неблагополучным семья; акт материально – бытовых условий семьи; проведение родительского собрания
· Социально – педагогическое консультирование: беседы;
· Социально – педагогическая профилактика: протокол заседания Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; мероприятие «Профилактика наркомании у детей и подростков»;
· Социально – педагогическая помощь в профессиональном определении: анкета по профориентации выпускников; мероприятие «Выбор профессии»;
· Организационно – методическая деятельность: мероприятие «День Святого Валентина».
Таким образом, проанализировав основные направления деятельности социального педагога, можно сказать о том, что он играет роль: помощника, информатора, защитника, посредника и друга в специальной (коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида.
Рекомендации
· Работа социального педагога должна быть направлена, в первую очередь, на детей, а не на документацию;
· Проводить мероприятия совместно для детей и родителей, направленных на сплочение;
· Организовывать проведение занятий по профориентации с выпускниками;
· Максимально подготовить выпускников к поступлению в новое учебное заведение;
· Проводить постоянный контроль постинтернатной адаптации выпускников.
На основании изучения направлений деятельности социального педагога, мы раскрыли нашу цель, которую ставили в начале исследования, т.е. определили роль социального педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями в специальной (коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида.
Роль социального педагога – это выполнение различной практической деятельности, когда субъектом выступает – личность, а объектом – общество. В специальной (коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида, социальный педагог реализует 2 основных роли: помощника и информатора, помимо основных ролей, реализует также роли: защитника, посредника и друга.
Образование, педагогика, воспитание:
Роль географических представлений в воспитании
дошкольника
Слово "география" по-гречески означает "записи о Земле". Это наука о людях и различных местах на Земле, а также об отношениях между людьми и самой Землей. Земля и ее обитатели постоянно изменяются, поэтому география рассказывает и о том, как происходят эти изменения. Географию м ...
Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению
иностранному языку
Личностно-деятельностный подход основывается на системном представлении явлений, содержание которых составляют исследования психологии, психолингвистики и гуманистической педагогики. Психологические основы подхода заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина ...
Специфические особенности двигательного анализатора умственно отсталых
школьников
Для решения многих задач физического воспитания в школе VIII вида необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора и умственно отсталых детей. На эти вопросы дефектологии как теоретическая основа системы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта еще не может дать по ...