— игры с водой (стоя рядом с ванночкой, наполненной водой, наливать и выливать воду из кружки, играть с плавающими игрушками);
— игры с песком (насыпать песок совком в формочку и высыпать песок из формочки, делать куличики).
Развитие эмоционального контакта с родителями делает возможным более полноценное участие ребенка в бытовых: действиях, выполняемых по режиму дня.
Распорядок дня всегда состоит из определенного набора сменяющих друг друга во времени ситуаций типа: утренний туалет, завтрак, прогулка, ужин и приготовление ко сну.
Внимательно приглядитесь и проанализируйте обычный порядок своих действий по режиму дня ребенка, постарайтесь найти в них место совместным с ребенком действиям.
Рассмотрим, как могут выглядеть некоторые из таких ситуаций.
Утренний туалет. В каждой семье существует определенный ритуал утреннего подъема детей. Обычно мама подходит и ласково будит ребенка, лежащего в кроватке. Помогает ему слезть с кровати и надеть тапочки. Вместе с ребенком достают из-под кровати горшок, на который должен сесть ребенок. После этого вместе выносят горшок в туалет. Ставят горшок на определенное «дневное» место в ванной или туалете. В ванной мама снимает полотенце с вешалки и накидывает его на плечи ребенка, чтобы идти умываться. Вместе с малышом открывают кран, моют руки, чистят зубы и умываются. Вытираются, закрыв воду и повесив полотенце, возвращаются в спальню. Мама одевает ребенка, стараясь вызвать хотя бы минимальную ответную реакцию ребенка (протягивать ногу, когда надевают носок; поднимать руки, когда надевают рубашку; встать со стула и натянуть на бедра уже надетые на ступни колготки или штаны).
Завтрак.Вместе идут на кухню, где мама надевает на ребенка нагрудничек или фартучек. Достают из шкафа тарелку, ложку и чашку, ставят все это на стол в определенном месте. Мама накладывает еду и сажает ребенка на высокий стульчик или на колени. Вкладывает ложку в руку ребенка и, прижимая ее сверху, начинает кормить. Внимательно следит за своей и его руками, держащими ложку: как только чувствует, что ребенок начинает сам удерживать ложку, ослабляет свои усилия и лишь слегка придерживает и направляет ложку. Затем мама придвигает к ребенку чашку и дает ее ему в руки; малыш пьет из чашки самостоятельно. Вытерев лицо ребенка салфеткой и опустив ребенка на пол, мама вместе с ним убирает грязную посуду в раковину. После этого можно помыть посуду при участии ребенка: поставить его перед собой у раковины на табуретку. Закончив с мытьем посуды и вытерев ее, убрать посуду на место. Снять и убрать фартук.
После завтрака, пока мама занята своими делами на кухне, можно попробовать организовать самостоятельную игру ребенка, дав ему для этого кастрюлю с крышкой или пару больших ложек и показав, как можно закрывать кастрюлю крышкой, вертеть ее и стучать ею по полу. Некоторое время малыш будет занят с этими предметами на полу, а вы сможете закончить свои дела. Вместе с ребенком надо обязательно убрать потом «игрушки» на место.
Прогулка. После посещения туалета можно начать собираться на утреннюю прогулку. Обычно подобные сборы начинаются с одевания какой-то верхней одежды или обувания; нужно, чтобы эта одежда или обувь стала для ребенка сигналом предстоящей прогулки. Во время прогулки важно, чтобы ребенок получил определенную физическую нагрузку: бегал, лазал, много ходил. Можно поиграть с ним в песке с совком и формочками или просто насыпать и высыпать песок из ведерка с помощью совка, покачать малыша на качелях. Обед. Проходит аналогично завтраку. Если во время обеда за столом присутствует еще кто-то, постарайтесь, чтобы ребенок мог проследить, как ест другой человек, можно «покормить» его вместе с ребенком, пощупать его щеки во время жевания.
Послеобеденный сон.Разбирая постель ребенка, уже с этого возраста полезно, чтобы малыш принимал в этом посильное участие: снимал покрывало, взбивал подушку, доставал пижаму и т.п. Важно приучать ребенка к тому, что его вещи всегда аккуратно вешаются на стул рядом с кроваткой. Если малыш долго не засыпает, можно дать ему в руки какой-то предмет, который он будет вертеть в руках. Возможно, это отвлечет его от проявлений мастурбации и стереотипных раскачиваний.
Образование, педагогика, воспитание:
Роль сюжетно–ролевых игр в социализации детей дошкольного возраста
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется ...
Организация обучения математике в основных профилях
Согласно можно выделить несколько групп основных профилей, для которых математика изучается в наиболее приемлемом для этих профилей объёме. Естественно-математический профиль: математика изучается в профильном курсе в течение 12 часов в 2 недели. Технологический профиль: математика изучается в проф ...
Обследование эмоциональной сферы ребенка
Приведенные задания позволяют исследовать эмоциональное развитие детей (в пределах обозначенных эмоций). Если во время выполнения заданий у ребенка проявляются замкнутость, резкая смена настроения, частые вспышки раздражения, гнева, то это свидетельствует о том, что ему необходимы внимание и особый ...