Занятия с этими и другими подобными предметами проводятся взрослым сначала очень непродолжительное время (3 — 10 мин) в удобное время. По мере закрепления интересов ребенка к подобным игрушкам, занятиям с ним отводится определенное время в распорядке дня (утром или вечером перед прогулкой). Такие игрушки желательно хранить в отдельной большой коробке в определенном месте. Перед началом занятий вместе с ребенком доставать эту коробку и приносить туда, где будете играть. Можно проводить эти занятия сначала на полу, потом сидя за столом с ребенком на руках, и, наконец, учить ребенка сидеть на маленьком стульчике за столом рядом со взрослым. После занятий складывать игрушки в коробку и относить на место.
В свободное от дел и занятий время нужно давать ребенку некоторые предметы и игрушки для самостоятельных действий. Это должен быть несколько другой набор игрушек, отличных от употребления на занятиях со взрослым. Например, кружка, ложка, тарелка, расческа, зеркальце, флажок, мячик и др. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка с этими предметами, вы сможете оценить, насколько малыш усвоил их употребление. Такая свободная игра с предметами не должна пока занимать продолжительное время. Хорошо, если ребенок сможет развлечь себя хотя бы 15 минут. Как только вы замечаете, что действия с предметами становятся очень однообразными — убирайте игрушки. Держать эти игрушки следует в другой коробке и в другом месте комнаты. Если развитие нашего ребенка идет нормально, то к концу второго — началу третьего года жизни он должен овладеть следующими умениями:
1) самостоятельно и уверенно ходить;
2) держать ложку во время еды (взрослый только направляет ее движение);
3) держать чашку за ручку и пить из нее;
4) участвовать в процессе раздевания (снимать штанишки, носки, обувь, шапку);
5) проявлять активность при одевании (протягивать руки в рукава, наклонять голову при одевании майки или платья, подтягивать колготки и штаны, уже надетые взрослым на ноги);
6) знать свое место за столом во время еды;
7) хорошо ориентироваться в помещениях квартиры и на прогулке;
8) спокойно садиться на горшок, когда этого хочет взрослый; иногда садиться самому;
9) бегать, прыгать, залезать на стулья и диван;
10) уметь зажигать и гасить настольную лампу, включать свет;
11) различать близких и чужих людей (настораживаться на руках у незнакомого человека).
Поведение ребенка можно охарактеризовать следующим образом:
1) большую часть времени проводит, передвигаясь по квартире и действуя с предметами;
2) действует с предметами не только однотипно (облизывает, машет перед глазами, стучит по столу, бросает), но и с учетом физических свойств предметов (выбирает наиболее яркие и блестящие предметы и действует с ними рядом с источником света, может поставить прямоугольные предметы один на другой, покатать круглые предметы, прикладывает к уху звучащие игрушки, надевает предметы с отверстием на руку или палец и т.д.);
3) особенно ласков с матерью, узнает и тянется к отцу, бабушке, дедушке и другим близким;
4) с удовольствием участвует в занятиях и играх со взрослыми;
5) в свободное время предпочитает действовать с одним-двумя любимыми предметами.
Рассказывая в этой статье о таких сложных детях, мы попытались дать самые общие рекомендации по их воспитанию. Однако мы хорошо понимаем, что необходимо говорить об индивидуальных планах развития каждого ребенка с его неповторимой историей заболевания и конкретными условиями воспитания в семье. Мы попытаемся сделать это в дальнейших публикациях, а сейчас главной нашей задачей было показать, что самым сложным детям можно помочь обычными средствами.
Образование, педагогика, воспитание:
Урочные формы внеклассной работы
Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем и его достопримечательностями. Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способс ...
История «личностной компоненты» образования в отечественной педагогике
В конце XIX –начале XX веков в России получили определенное распространение идеи свободного воспитания – «первого варианта» индивидуально-ориентированной педагогики. У истоков российского варианта школы свободного воспитания стоял Л.Н. Толстой. Именно ему принадлежит разработка теоретических и прак ...
Художественная литература как средство воспитания чувства юмора
Если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта, то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и, конечно же, нравственной. Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интересы, пристрасти ...