Практика работы в системе дополнительного образования показала, что вопрос развития творческой активности обучающихся в процессе освоения изобразительной грамоты и декоративной композиции изучен не достаточно хорошо и потенциал освоения декоративного искусства и в частности композиции используется недостаточно.
В основу нашего исследования положена гипотеза, что развитие творческой активности учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством будет эффективным, если:
творческая активность учащихся понимается как значимое качество личности, формирующееся в процессе взаимодействия с общечеловеческими ценностями, заключенными в произведениях искусства, и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии, сотворчестве;
творческая активность, как деятельность особого рода по осуществлению эмоциональноинтеллектуальной связи художника и зрителя через опосредствующее звено художественное произведение, выступает педагогическим средством развития художественно-творческой активности учащихся на занятиях декоративноприкладного искусства;
используется разработанная система занятий формирования творческой активности в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, включающая поэтапную систему его развития и соответствующие каждому этапу методы.
программа вариативная, комплексная, включает в себя занятия по современным видам декоративно-прикладного искусства, таким как коллаж, витраж, декупаж, батик, мозаика, силуэтное вырезание, вышивка и т. д.
В ходе исследования на основе теоретического анализа нами было уточнено содержание понятия «творческая активность», рассмотрены занятия декоративно-прикладным искусством как средство развития художественно-творческой активности учащихся. Выявлен педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства и обоснована его роль в развитии творческой активности учащихся на занятиях в системе дополнительного образования;
В ходе исследования были проанализированы современные существующие подходы к развитию творческой активности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства: интегрированный (Д.Б. Богоявленский, А.И. Савенков), полихудожественный (Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Ю.Н. Протопопов), политехнологичный (Г.К. Селевко), комплексный (А.Н. Леонтьев, Д. Брунер, П.Я. Гальперин, А.Н. Дубровина, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина).
Нами была разработана и апробирована система занятий по формированию творческой активности на занятиях декоративно-прикладным искусством в рамках образовательной программы дополнительного образования детей «Где вольный ветер шелестит .». Программа имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественного интереса и овладение основами художественно-творческой деятельности.
Изучение традиций, особенностей культуры народов, населяющих бескрайние просторы России, позволяют приобщать учащихся к художественному творчеству, ощутить связь времен. В образовательную программу включены следующие блоки: «Степная поэтика», «Родной дом», «Праздники», «Великолепный мир природы», «Образ матери», «Костюм и аксессуары», «Я турист». Предполагаемые виды художественно-творческой деятельности: изобразительная и декоративно-прикладная деятельность, художественное проектирование, лепка, восприятие искусства.
Центральным учебным вопросом разработанной программы является композиция. «Композиция» как учебный курс предполагает большую вариативность: темы курса могут меняться в зависимости от предстоящих конкурсов художественного творчества, праздников, пожеланий педагога или учащихся. Акцент на декоративное искусство (и декоративную композицию в частности) предполагает достаточно узкую специализацию, глубокие знания и опыт при работе с определенным материалом. Часть учебного времени посвящена изучению традиционных промыслов, таких как урало-сибирская, обвинская роспись и др., керамике и искусству малых скульптурных форм, другая часть времени отводится на изучение современных направлений декоративного искусства: витражная роспись, батик, декупаж, коллаж, мозаика.
Занятия по декоративной композиции направлены на развитие у детей самостоятельных художественных замыслов, которые появляются в процессе работы различными материалами, причем материал с присущими ему свойствами является отправной точкой для развития художественной идеи.
Знакомство с выразительными средствами и образным языком декоративно-прикладного искусства способствуют рождению у детей оригинальных вариантов эскизов декоративных композиций. Условность языка декоративноприкладного искусства учитывается в цикле подготовительных заданий упражнений, нацеленных на решение проблемных ситуаций, на работу с заданиями, исходными формами, помогающими выполнению изображения, обязательным условием является разработка и создание эскиза будущей работы.
Предложенная программа дает возможность творчески подходить к ее преподаванию и применять на занятиях разработанные методики. Педагогическими условиями эффективного обучения декоративной композиции являются:
Образование, педагогика, воспитание:
Характеристика программы развития общения со сверстниками у детей старшего
дошкольного возраста посредством игры
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил разработать программу развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Целью развивающей программы является развитие общения старших дошкольников со сверстниками посредством игры. Цель программы п ...
Методические рекомендации для воспитателей по
формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного
возраста
Проведя наше исследование, мы считаем, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Заложенные в детстве навыки и привычки сохраняются у дошкольников на всю ост ...
Развитие речи детей младшего школьного возраста на специальных занятиях
Специальные уроки развития речи традиционно включалются в учебные планы школ для детей с нарушениями интеллекта, что объясняется исключительной ролью речи в развитии психики умственно отсталого ребенка. На таких уроках, называющихся «Развитие речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окр ...