Золотая педагогика

Развитие творческой активности обучающихся в процессе освоения композиции

Другое о педагогике » Развитие творческой активности обучающихся в процессе освоения композиции

Страница 3

Практика работы в системе дополнительного образования показала, что вопрос развития творческой активности обучающихся в процессе освоения изобразительной грамоты и декоративной композиции изучен не достаточно хорошо и потенциал освоения декоративного искусства и в частности композиции используется недостаточно.

В основу нашего исследования положена гипотеза, что развитие творческой активности учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством будет эффективным, если:

творческая активность учащихся понимается как значимое качество личности, формирующееся в процессе взаимодействия с общечеловеческими ценностями, заключенными в произведениях искусства, и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии, сотворчестве;

творческая активность, как деятельность особого рода по осуществлению эмоциональноинтеллектуальной связи художника и зрителя через опосредствующее звено художественное произведение, выступает педагогическим средством развития художественно-творческой активности учащихся на занятиях декоративноприкладного искусства;

используется разработанная система занятий формирования творческой активности в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, включающая поэтапную систему его развития и соответствующие каждому этапу методы.

программа вариативная, комплексная, включает в себя занятия по современным видам декоративно-прикладного искусства, таким как коллаж, витраж, декупаж, батик, мозаика, силуэтное вырезание, вышивка и т. д.

В ходе исследования на основе теоретического анализа нами было уточнено содержание понятия «творческая активность», рассмотрены занятия декоративно-прикладным искусством как средство развития художественно-творческой активности учащихся. Выявлен педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства и обоснована его роль в развитии творческой активности учащихся на занятиях в системе дополнительного образования;

В ходе исследования были проанализированы современные существующие подходы к развитию творческой активности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства: интегрированный (Д.Б. Богоявленский, А.И. Савенков), полихудожественный (Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Ю.Н. Протопопов), политехнологичный (Г.К. Селевко), комплексный (А.Н. Леонтьев, Д. Брунер, П.Я. Гальперин, А.Н. Дубровина, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина).

Нами была разработана и апробирована система занятий по формированию творческой активности на занятиях декоративно-прикладным искусством в рамках образовательной программы дополнительного образования детей «Где вольный ветер шелестит .». Программа имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественного интереса и овладение основами художественно-творческой деятельности.

Изучение традиций, особенностей культуры народов, населяющих бескрайние просторы России, позволяют приобщать учащихся к художественному творчеству, ощутить связь времен. В образовательную программу включены следующие блоки: «Степная поэтика», «Родной дом», «Праздники», «Великолепный мир природы», «Образ матери», «Костюм и аксессуары», «Я турист». Предполагаемые виды художественно-творческой деятельности: изобразительная и декоративно-прикладная деятельность, художественное проектирование, лепка, восприятие искусства.

Центральным учебным вопросом разработанной программы является композиция. «Композиция» как учебный курс предполагает большую вариативность: темы курса могут меняться в зависимости от предстоящих конкурсов художественного творчества, праздников, пожеланий педагога или учащихся. Акцент на декоративное искусство (и декоративную композицию в частности) предполагает достаточно узкую специализацию, глубокие знания и опыт при работе с определенным материалом. Часть учебного времени посвящена изучению традиционных промыслов, таких как урало-сибирская, обвинская роспись и др., керамике и искусству малых скульптурных форм, другая часть времени отводится на изучение современных направлений декоративного искусства: витражная роспись, батик, декупаж, коллаж, мозаика.

Занятия по декоративной композиции направлены на развитие у детей самостоятельных художественных замыслов, которые появляются в процессе работы различными материалами, причем материал с присущими ему свойствами является отправной точкой для развития художественной идеи.

Знакомство с выразительными средствами и образным языком декоративно-прикладного искусства способствуют рождению у детей оригинальных вариантов эскизов декоративных композиций. Условность языка декоративноприкладного искусства учитывается в цикле подготовительных заданий упражнений, нацеленных на решение проблемных ситуаций, на работу с заданиями, исходными формами, помогающими выполнению изображения, обязательным условием является разработка и создание эскиза будущей работы.

Предложенная программа дает возможность творчески подходить к ее преподаванию и применять на занятиях разработанные методики. Педагогическими условиями эффективного обучения декоративной композиции являются:

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Система образования Канады
Канада относится к числу государств, дипломы которых котируются во всем мире. Это неудивительно: Канада расходует на развитие системы образования больше средств, чем многие другие развитые страны. Канада является одним из мировых лидеров в области высоких технологий, аэрокосмической индустрии, микр ...

Учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой
Нами был проанализирован еще один учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой. Этот курс построен на познавательной активности и самостоятельности учащихся. Младшие школьники в ходе обучения открывают для себя родной язык как предмет изучения, предмет анали ...

Необходимость воспитания чувства юмора в дошкольном детстве
Дошкольное детство – это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Период дошкольного д ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru