Золотая педагогика

Развитие творческой активности обучающихся в процессе освоения композиции

Другое о педагогике » Развитие творческой активности обучающихся в процессе освоения композиции

Страница 3

Практика работы в системе дополнительного образования показала, что вопрос развития творческой активности обучающихся в процессе освоения изобразительной грамоты и декоративной композиции изучен не достаточно хорошо и потенциал освоения декоративного искусства и в частности композиции используется недостаточно.

В основу нашего исследования положена гипотеза, что развитие творческой активности учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством будет эффективным, если:

творческая активность учащихся понимается как значимое качество личности, формирующееся в процессе взаимодействия с общечеловеческими ценностями, заключенными в произведениях искусства, и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии, сотворчестве;

творческая активность, как деятельность особого рода по осуществлению эмоциональноинтеллектуальной связи художника и зрителя через опосредствующее звено художественное произведение, выступает педагогическим средством развития художественно-творческой активности учащихся на занятиях декоративноприкладного искусства;

используется разработанная система занятий формирования творческой активности в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, включающая поэтапную систему его развития и соответствующие каждому этапу методы.

программа вариативная, комплексная, включает в себя занятия по современным видам декоративно-прикладного искусства, таким как коллаж, витраж, декупаж, батик, мозаика, силуэтное вырезание, вышивка и т. д.

В ходе исследования на основе теоретического анализа нами было уточнено содержание понятия «творческая активность», рассмотрены занятия декоративно-прикладным искусством как средство развития художественно-творческой активности учащихся. Выявлен педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства и обоснована его роль в развитии творческой активности учащихся на занятиях в системе дополнительного образования;

В ходе исследования были проанализированы современные существующие подходы к развитию творческой активности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства: интегрированный (Д.Б. Богоявленский, А.И. Савенков), полихудожественный (Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Ю.Н. Протопопов), политехнологичный (Г.К. Селевко), комплексный (А.Н. Леонтьев, Д. Брунер, П.Я. Гальперин, А.Н. Дубровина, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина).

Нами была разработана и апробирована система занятий по формированию творческой активности на занятиях декоративно-прикладным искусством в рамках образовательной программы дополнительного образования детей «Где вольный ветер шелестит .». Программа имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественного интереса и овладение основами художественно-творческой деятельности.

Изучение традиций, особенностей культуры народов, населяющих бескрайние просторы России, позволяют приобщать учащихся к художественному творчеству, ощутить связь времен. В образовательную программу включены следующие блоки: «Степная поэтика», «Родной дом», «Праздники», «Великолепный мир природы», «Образ матери», «Костюм и аксессуары», «Я турист». Предполагаемые виды художественно-творческой деятельности: изобразительная и декоративно-прикладная деятельность, художественное проектирование, лепка, восприятие искусства.

Центральным учебным вопросом разработанной программы является композиция. «Композиция» как учебный курс предполагает большую вариативность: темы курса могут меняться в зависимости от предстоящих конкурсов художественного творчества, праздников, пожеланий педагога или учащихся. Акцент на декоративное искусство (и декоративную композицию в частности) предполагает достаточно узкую специализацию, глубокие знания и опыт при работе с определенным материалом. Часть учебного времени посвящена изучению традиционных промыслов, таких как урало-сибирская, обвинская роспись и др., керамике и искусству малых скульптурных форм, другая часть времени отводится на изучение современных направлений декоративного искусства: витражная роспись, батик, декупаж, коллаж, мозаика.

Занятия по декоративной композиции направлены на развитие у детей самостоятельных художественных замыслов, которые появляются в процессе работы различными материалами, причем материал с присущими ему свойствами является отправной точкой для развития художественной идеи.

Знакомство с выразительными средствами и образным языком декоративно-прикладного искусства способствуют рождению у детей оригинальных вариантов эскизов декоративных композиций. Условность языка декоративноприкладного искусства учитывается в цикле подготовительных заданий упражнений, нацеленных на решение проблемных ситуаций, на работу с заданиями, исходными формами, помогающими выполнению изображения, обязательным условием является разработка и создание эскиза будущей работы.

Предложенная программа дает возможность творчески подходить к ее преподаванию и применять на занятиях разработанные методики. Педагогическими условиями эффективного обучения декоративной композиции являются:

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корр ...

Задачи и содержание словарной работы
Методика словарной работы в начальной школе предусматривает следующие направления: 1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов. Причем установлено, что ежедневно учащийся должен прибавлять к своему словарю на уроках родного языка 4— 6 слов; 2) уточнение словаря, т. ...

Роль картинки в развитии речи детей дошкольного возраста
Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева. Она описала что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru