В современном научном сообществе творческая активность рассматривается как особый вид деятельности (Л.М. Архангельская, С.С. Батенин, Л.П. Буева, М.А. Жукова и др.); коммуникативная деятельность (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев и др.); компонент различных видов деятельности (В.М. Соковнин, Э.В. Соколов и др.).
Общепсихологическая теория творческой активности создавалась Б.Г. Ананьевым, Г.С. Батищевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Л.С. Рубинштейном и др. Под творческой активностью они видели многоплановый процесс развития контактов между людьми, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей, переживаний, чувств, рассматривая его, аналогично философам, как элемент деятельности, самостоятельную деятельность.
Определение активности в научных трудах философов и психологов тесно связано с понятием «деятельность». Л.П. Буева определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая самого себя) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.
М.В. Маргулис, М.В. Демина, Л.П. Буева и др. рассматривают активность как общую категорию, особое свойство всех живых систем, как способ реагирования, поведения и взаимосвязи материальных систем с объективно необходимыми условиями их существования. Социальная активность личности изменяется в связи с изменением самой личности и социальной среды, в которой она формируется.
Философы В.З. Коган, Л.П. Станкевич объединяют понятие «активность» и «деятельность», так как рассматривают активность как качественную характеристику деятельности: «В самом общем виде активность это присущий личности способ объективизации, самовыражения (и в деятельности, и в общении, и в жизненном пути в целом) в соответствии с ее внешними потребностями в признании, ценности и т. д. Личность посредством своей активности находит предметы, условия и ситуации, удовлетворения потребностей, реагирует на отдельные действия, поступки, и определенным образом моделирует, преобразует деятельность» [1; 3].
М.А. Данилов понимает активность, как черту личности; Т.Н. Мальковская как качество деятельности; Г.И. Щукина как цель деятельности и результат развития личности; Т.И. Шамова, Л.С. Кулагина как диалектическое единство: цель деятельности и результат; Э.А. Красновский как интегральное единство.
Большинство ученых характеризуют активность как показатель развития личности и показатель деятельности. Мы согласны с определением активности, предложенной В.В. Давыдовым, деятельностное отношение человека к миру, способностью человека производить общественно-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества, проявляющегося в творческой деятельности, волевых актах и общении.
В исследованиях Б.М. Теплова, Я.А. Пономарева, А.М. Матюшкина, Е.А. Флериной творческая активность определяется как творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка. Показателем художественно-творческой активности личности являются, по определению Г.И. Щукиной, « . новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблонности, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность» [11,27]. Эти качества представляют собой качества творца.
По вопросам творчества опубликовано очень много работ. Обоснованию сущности творчества посвящают свои исследования представители различных наук: в философии В.С. Библер, С. Курганов, Е.С. Громов, Б.И. Кедров, С.Р. Микулинский, А.Г. Спиркин, М.Г. Ярошевский и др.; в психологии А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, П.М. Якобсон, Т. Рибо, В.И. Петрушин, Л.Б. Ермолаева-Томина; в педагогике В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров и др.
Л.Н. Столович понимает под творчеством не только деятельность (творческую, исполнительскую), но и процесс в котором обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности разум и воображение, эмоции и воля. Творчество всегда несет на себе печать личности как индивидуальности, оно оригинально, и в то же время оно и его результаты общественно значимы.
Подходы к художественному развитию творческой активности в процессе разных видов художественно-творческих занятий рассмотрены в трудах М.И. Фроловой, Л.В. Мальцевой, Н.В. Выдриной, Н.А. Зинченко). В системе общеобразовательной школы этому вопросу посвящены общеобразовательные программы по изобразительному искусству: Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс» (под рук. Б.М. Неменского), «Изобразительное искусство. 1-9 класс» (под ред. В.С. Кузин и др.), «Изобразительное искусство. 5-9 класс» (под рук. Т.Я. Шпикаловой). Этому вопросу уделяется большое внимание в программно-методическом обеспечении художественноэстетического и культурологического направлений системы дополнительного образования.
Образование, педагогика, воспитание:
Методическая типология грамматического материала
Вопросы ознакомления обучающихся с новым языковым материалом тесно связаны с проблемой типологии материала и его методической организацией. Важность методической типологии языкового материала объясняется стремлением рационализировать педагогический процесс, повысить его эффективность. Группировка я ...
Виды пальчиковых игр
У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Пальчиковые игры интересны и ...
Структура профильной школы
Важнейшим вопросом профильного обучения является определение модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников, с другой стороны – ряд факторов, сдерживающих п ...