В настоящее время проблема формирования и развития творческой активности учащихся одна из актуальных в педагогической науке и практике. Она связана с потребностью современного общества в личности интеллектуальной, творческой,способной к преобразованию окружающей действительности, к самоорганизации, самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию. Творческая активность личности представляет собой качество, которое базируется на внутренней потребности в познании и проявляется в продуктивной деятельности.
Немаловажное значение в формировании и развитии личностных качеств имеет система дополнительного образования. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования от основного школьного являются, прежде всего: во-первых, создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, направления и вида деятельности, профиля программы и времени ее освоения, педагога; во-вторых, многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разнообразные интересы, склонности и потребности ребенка; в-третьих, личностно-ориентированный характер образовательного процесса; вчетвертых, создание «ситуации успеха» для каждого ребенка; в-пятых, признание за ребенком права на выбор и пересмотр возможностей в самоопределении при выборе деятельности.
Сегодня реформа системы образования, в частности, дополнительного, осуществляется в нескольких направлениях: обновление содержания образования и внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности ребенка. Исследованию данного вопроса посвящены работы В.Н. Банникова, Н.В. Гросул, В.А. Горского, Л.Г. Савенковой, А.С. Хворостова, Л.В. Школяр и др.
В современных условиях в системе дополнительного образования детей особое внимание уделяется художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Важной составляющей такого воспитания является художественно-творческая активность детей и подростков.
В работах отечественных и зарубежных исследователей феномен творчества, художественно-творческой деятельности нашел глубокое теоретическое осмысление с философских (И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Ф. Гербарт, Н.А. Бердяев, В.Ф. Гегель, И.А. Ильин, И. Кант, А.Ф. Лосев, В.Н. Лосский, М.К. Мамардашвили, Н.С. Розов, В.С. Соловьев, Б.С. Гершунский, А.Я. Зись) и психолого-педагогических (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, И.С. Кон, В.А. Кан-Калик, Д.А. Леонтьев, В.И. Петрушин, В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, П.М. Якобсон, А.К. Лук, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина, Е.И. Игнатьев, С.Е. Игнатьев, Г.К. Селевко, Л.Б. Ермолаева-Томина) позиций.
В научных трудах обоснована роль искусства в становлении личности младшего школьника (А.В. Бакушинский, Е.Г. Ванслова, С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, С.П. Ломов и др.), рассматривается проблема обучения школьников общению с искусством (М.С. Каган, О.И. Никифорова, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.).
Общая теория художественного образования и художественно-эстетического развития личности представлены в работах В.С. Кузина, Б.Т Лихачева, Б.М. Неменского, В.В. Кореш-кова, Л.А. Ивахновой, и др. Условия, необходимые для творческой реализации личности в рамках учебной деятельности, рассматривались в работах по педагогической психологии П.Я. Гальперина, И.П. Волкова, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера и др.
Изучению и развитию художественных традиций в декоративно-прикладном искусстве и народной культуре посвящены многие научные публикации ведущих отечественных искусствоведов и ученых: В.С. Воронова, В.М. Василенко, А.Б. Салтыкова, М.А. Некрасовой, И.Я. Богуславской в контексте художественных промыслов. Вопросами этнопедагогики и этнохудожественного образования занимаются Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова и др.
Проблема творческого развития личности в художественной деятельности рассматривалась в монографии Р.А. Гильман проблема развития художественно-творческого потенциала школьника в условиях профильного обучения изобразительной деятельности в монографии
О.Ю. Зозули; проблема формирования творческой активности школьников в монографии Л.И. Саввы; развитие одаренности школьников и педагогическая инноватика в трудах А.В. Хуторского. В работе И.В. Макаровской обосновано развитие творческих способностей в процессе занятий декоративно-прикладным искусством; вопросам оптимизации творческого развития учащихся посвящено исследование И.Н. Павельевой; проблема развития интереса к художественно-творческой деятельности находит свое отражение в работах О.М. Шенцовой, Т.В. Гончаровой, развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства рассмотрено в работе Л.В. Мальцевой, формированию декоративного восприятия композиции посвящены работы К.А. Кравченко, полифункциональные условия изобразительного искусства рассматривала Д.И. Исаева; развитию, формированию творческих способностей посвящены исследования В.К. Чумариной, Н.П. Заболотной и др.
Образование, педагогика, воспитание:
Примеры игр со шнурками
Использование игры-шнуровки, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое ...
Методические рекомендации по проведению уроков по графике в системе дополнительного
образования
Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Здесь важное значение имеют содержание образования, его цели и задачи, отражение в программах, планирование материала, принципы и способы обучения. Методика преподавания изобразительного искусства как наука выделяе ...
Разработка урока по истории средних веков с
использованием наглядного метода обучения
Тема урока: Открытие Америки и морского пути в Индию. Цель урока: познакомить учащихся с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением. Задачи: 1. Образовательная: Изучить экспедицию Ф. Магеллана, Васко да Гамы, Хр. Колумба. 2. Развивающая: развивать умение работы с текст ...