Золотая педагогика

Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Другое о педагогике » Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры » Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

Н.В.Клюева и Ю.В.Касаткина сформировали критерии базового уровня коммуникативного развития, которые ребенок должен достичь в дошкольном детстве. Среди первых следует назвать:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации;

- элементарные умения чтения и письма.

У дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативные навыки, которые не формируются под влиянием взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, paзвивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер общения детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. В основе возникновения потребности в общении лежит потребность в новых впечатлениях.

Специфика общения старших дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. В общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию.

В контактах со сверстниками преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важно высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге, беседа с ровесниками часто не поддается, потому, что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга.

Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на "вы", называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша); во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительным и приветливым без навязчивости.

Общение — сложная форма социального взаимодействия. Участие в общении требует сложных навыков:

-слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;

-формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;

-менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия:

-поддерживать определенный эмоциональный тон;

-следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Роль устной речи в жизнедеятельности человека
Лингвистика рассматривает такое явление как язык в двух аспектах — язык и речь. При рассмотрении языка имеется ввиду определенная система, которая находится вне человека и осуществляется независимо от него. Говоря о речи, имеется ввиду речевая деятельность. С точки зрения психологии (А.А. Леонтьев, ...

Почленное дифференцирование функциональных рядов
Теорема 7. Пусть последовательность функций , непрерывно дифференцируемых на , и последовательность их производных равномерно сходятся на , тогда предел последовательности непрерывно дифференцируемых функций , т.е. , непрерывно дифференцируем на указанном отрезке и верно равенство: или . Доказатель ...

Уровни образования. Особенности организации и финансирования образования
Образовательная система Республики Кореи включает: дошкольные учреждения и детские сады, срок обучения в которых составляет от одного до трех лет; шестилетние начальные школы; трехлетние средние школы; трехлетние средние школы повышенной ступени; колледжи и университеты со сроком обучения в четыре ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru