6. Большая часть детей в экспериментальной (50%) и контрольной (40%) группах относятся к низкому уровню умения понимать эмоциональное состояние другого человека. Дети этой категории не справляются с заданиями: в большинстве случаев неправильно называют эмоции, изображенные на картинке и не могут охарактеризовать состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; дети не понимают настроение людей, не правильно дифференцируют и оценивают их поступки и действия. Для этих ребят характерны трудности в описании испытываемого эмоционального состояния собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам, давать неразвернутые ответы в описании ситуаций, в которых возникает указанное состояние человека.
На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе нами была реализована развивающая программа, направленная на развитие общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. После реализации программы, нами было проведено повторное исследование уровня развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста как в экспериментальной, так и в контрольной группах (контрольный этап эксперимента) с целью выявления эффективности реализованной развивающей программы.
1. Комплексное наблюдение за детьми в естественных условиях
Результаты диагностики комплексного наблюдения за детьми в естественных условиях в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 9.
Таблица 9 Результаты комплексного наблюдения за детьми в естественных условиях на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах
Уровни развития навыков культуры общения у дошкольников |
Экспериментальная группа (количество детей в %) |
Контрольная группа (количество детей в %) |
Высокий |
60 |
10 |
Средний |
30 |
70 |
Низкий |
10 |
20 |
Анализ результатов, представленных в таблице показывает, что высоким уровнем развития навыков культуры общения обладают 60% детей (6 человек) в экспериментальной группе и 10% испытуемых (1человек) контрольной группе. Дети этой категории проявляют внимание к сверстнику, обращаются по имени, использует доброжелательный тон; по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствуют, благодарят сверстника и прощаются с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляют собеседника (пытаются разрешить конфликт сами или обращаются за помощью взрослого). Средним уровнем обладают 30% детей (3 человека) в экспериментальной группе и 70% детей (7 человек) в контрольной группе, т.е. эти дети не всегда проявляют внимание к сверстникам, не всегда обращаются по имени, редко замечают настроение другого ребёнка, не всегда здороваются и прощаются, недостаточно употребляют вежливые слова; преобладают ровные взаимоотношения. Низким уровнем развития навыков культуры общения обладают 10% дошкольников (1 человек) в экспериментальной группе и 20% детей (2 человека) в контрольной группе. Дети этой категории очень редко обращаются по имени, не считаются с мнением других детей; при общении со сверстниками преобладает открыто негативное, избирательное взаимоотношение.
Образование, педагогика, воспитание:
Факторы становления имиджа педагога
Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. Как и любая деятельность, деятельность по созданию имиджа начинается с мотива, движущей силой формирования имиджа, и определяется им. В основе деяте ...
Игровые технологии преподавания происхождения сущности государства и права
в современной школе
Игра – это определенная целостная реальность, обязательно как-то соотносящаяся с существующим миром («кусок» жизни). В этой реальности действуют и общаются люди. Соответственно, в процессе игры играющие получают опыт. Составляющими опыта могут быть и знания, и эмоциональные впечатления, и навыки, и ...
История становления и развития музыки православной церкви на Украине и в России
Вопросам истории церковного пения в России и на Украине посвящён ряд работ, созданных в большинстве своём в XIX , начале ХХ веков. Это исследования Д. Аллеманова, В. Металлова, А. Преображенского, Д. Разумовского, Н. Финдейзена. Во второй половине ХХ века эта сфера музыкальной культуры рассматривал ...